Август - юбилейный месяц для режиссера Андрея Кончаловского

С гордой осанкой льва

“Такому великому человеку я готов тапки носить!” — это неожиданное признание в свое время сделал актер Анатолий Кот, будущая звезда сериала “Маргоша”, про кинорежиссера Андрея Кончаловского после того как стало известно, что его бывшая однокурсница по Белорусской государственной академии искусств Юлия Высоцкая стала супругой прославленного режиссера. До этого Кот и Высоцкая находились некоторое время в браке, пусть и фиктивном, как позже объяснил Анатолий в интервью, но все равно вопрос так и вертелся у журналистов на языке: не ревнует ли он к представителю знаменитой династии? А тот вдруг — про тапки. Так что какая уж тут ревность...

Шестой брак у Кончаловского, для которого этот август — юбилейный (мэтр отметит 80-летие), оказался самым прочным. Кто бы мог подумать. И подобно великим старцам европейского кинематографа Бунюэлю или Антониони Андрей Сергеевич вступил в благодатную пору мудрости, переживает настоящую “болдинскую осень” в творчестве. Его недавние фильмы “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” и “Рай” получили престижные призы на Венецианском кинофестивале. И не только на Венецианском. Спектакль “Вишневый сад” в театре им. Моссовета заслужил признание критики, а вся чеховская трилогия Кончаловского (“Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад”) пришлась по душе театральной публике. Кончаловский поставил Чехова степенно и размеренно, никуда не торопясь, никого не собираясь шокировать. Поставил как большую русскую симфонию о русской же жизни.

Его часто называли “новатором”. Язык его первых картин “Первый учитель”, “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”, “Романс о влюбленных” действительно опередил свое время. Кончаловский документально воспроизводил на экране жизнь, когда это еще было не принято. Снимал городской мюзикл, когда зрители еще и не слышали такого слова. Создал большой кинороман “Сибириада”, премированный в Каннах, доказав, что способен создавать эпос. Позже с нуля начал карьеру в Голливуде и снял несколько успешных картин по всем законам коммерческого кино. Вернулся в Россию и попытался рассказать о своем видении недавней истории в драме “Ближний круг”, продолжил повествование об Асе Клячиной и русской деревне в “Курочке Рябе”. У многих критиков это вызвало отторжение: приехал барин из Америки нас жизни учить! Однако жизнь позже подтвердила многие его прогнозы.

Он выпустил несколько книг мемуаров и публицистическое размышление “На трибуне реакционера”. Сейчас снова в работе и собирается снимать фильм “Грех” о знаменитом итальянском художнике Микеланджело. Это будет большой российско-итальянский проект с большим бюджетом. Почему именно сейчас нужно говорить о Микеланджело? Наверняка режиссер снова увидел какие-то параллели с нашим временем, со своей собственной судьбой. И конечно, это снова будет не бытовой рассказ, а притча. Производство стартует 28 августа и завершится будущим летом. Как никто другой, Андрей Сергеевич знает, что лучший подарок к юбилею — это возможность новой работы.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter