НХМ демонстрирует коллекцию французского искусства, а современная белорусская графика представлена в Мордовии

С флером дней минувших

Национальный художественный музей снова в центре внимания. В главном корпусе открылась выставка «Наши коллекции. Французское изобразительное искусство», где собраны как знаковые, так и малоизвестные работы мастеров французской школы из фондов НХМ. Большинство из них не так хорошо известны, как шедевры Эрмитажа или Лувра, но совершенно не уступают им в качестве. Убедиться в этом лично можно до 15 января.

Во всей красе

Коллекция европейского искусства Национального художественного музея сравнительно невелика. Первые экспонаты этого собрания поступили в картинную галерею БССР еще в довоенный период. Полноценно собирать и пополнять коллекцию музей начал в конце 1940‑х. Но особенно фонд европейского искусства обогатился в 1950 — 1970‑е. В это время в музей попали не только произведения, переданные в Минск из музейного фонда СССР, но и работы из собраний частных коллекционеров. Таким образом сформировалась коллекция, произведения которой сегодня позволяют проследить сложный многовековой путь развития искусства Европы, рассказывает заведующая отделом зарубежного искусства НХМ, куратор выставки Светлана Прокопьева:

— Выставка французского изобразительного искусства — это продолжение цикла тематических выставок, посвященных нашим мини-коллекциям, который мы делаем на протяжении многих лет. В свое время мы показали сначала минскому, а затем полоцкому и гомельскому зрителю выставку польского искусства, чуть позже — немецкого. В 2021 году экспонировалась наша итальянская коллекция. Выставка французских мастеров стала логичным продолжением этого цикла. Мы занимаемся исключительно популяризацией коллекций НХМ. Все эти произведения хранятся в музее и составляют музейный фонд Беларуси. Они знакомят зрителей с определенной художественной школой, культурой, эпохой и направлениями в искусстве.


Вся вторая половина XIX и начало XX века были пропитаны страстным увлечением всем французским. Художественной столицей Европы в то время безоговорочно являлся Париж. И именно Париж в первую очередь подразумевается под французской школой живописи, поскольку именно этому городу принадлежало право влиять на европейский вкус. Франкофилия в те годы действительно стала мировым явлением и событием в культурной жизни. Но не все французское искусство исследовано вдоль и поперек.
В запасниках НХМ хранится немало сокровищ, в том числе гравюр и шедевров книжной иллюстрации, которые выставляются впервые. И если живописные работы французских мастеров уже демонстрировали публике, то многие произведения графической коллекции зритель действительно еще не видел.
— Часть из них была специально подготовлена для выставки, они прошли сложный путь реставрации. В частности, это четыре гравюры из знаменитого в свое время и неплохо известного сейчас профессиональному сообществу альбома «Дворец Марли-ле-Руа», — добавляет Светлана Прокопьева. — К слову, самое «возрастное» произведение на выставке тоже графическое, датируется 1651 годом. Это работа Мишеля Дориньи по живописному оригиналу Симона Вуэ. Причем эта гравюра происходит из довоенного собрания.


Несмотря на свою музейную традиционность, выставка наверняка заставит зрителей взглянуть другими глазами и на хорошо знакомое.
Так, скажем, самая ранняя из живописных работ коллекции французского искусства относится ко второй половине XVII века. В обычное время портрет кисти неизвестного художника круга Пьера Миньяра, одного из ведущих портретистов того периода, находится в постоянной экспозиции. И лишь на время выставки картину перенесли в экспозиционные залы. Отличная возможность освежить ее восприятие!
На выставке представлено более 160 произведений живописи, графики и скульптуры из коллекции НХМ.

Гравюры в придачу

Любителей форм и изгибов, впрочем, тоже получилось порадовать. «Обнаженная» Поля Филиппа — это не только самое «молодое» произведение в скульптуре, представленное в экспозиции. Это одновременно и единственное произведение в мраморе, и единственный пример ар-нуво. Представление о 1920‑х можно получить и благодаря книжным иллюстрациям Мориса де Бека.

— Он был необычайно продуктивным иллюстратором, оформил множество известных книг. В 1920‑х де Бек принял решение открыть собственную мастерскую, где начал печатать книги с богатым набором цветных иллюстраций, выполненных в оригинальной гравюре. В собрании музея хранятся три такие иллюстрации, — обращает внимание Светлана Прокопьева. — Здесь нужно пояснить, что на тот момент богато оформленные издания предполагали как саму книгу с иллюстрациями, так и сопутствующий ей набор гравюр. К их числу относится и издание «Шести варварских стихов» известного поэта Леконта де Лиля, созданное де Беком в 1925 году, три гравюры из которого есть в нашем музее.


КСТАТИ

Ну а пока белорусы изучают произведения мастеров французской школы из собрания НХМ, отечественное современное искусство графики презентуется в российском Саранске. Не так давно в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Эрьзи открылась выставка белорусского графического искусства. Экспозицию подготовил Национальный художественный музей. Проект — результат недавно подписанного соглашения между Правительством Республики Мордовия и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

В экспозиции представлено почти шесть десятков произведений, выполненных в разных материалах, техниках и стилях, — от крупноформатных до работ камерного размера. Литографии, ксилографии, линогравюра, акварели и композиции пастелью созданы художниками разных поколений.


leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter