С «фанерой» над Парижем

Дело вкуса от Элеоноры Езерской
Господи! Событие, о котором так долго говорили (к счастью, не большевики), наконец свершилось! В Москве наложили вето на фонограмму. Мэр города Юрий Лужков лично подписал распоряжение, запрещающее использовать «фанеру» в ходе выступлений. Правда, речь идет пока только о концертах, проводимых за счет столичного бюджета.

Не знаю, как вы, а я чувствую себя униженной и оскорбленной, когда прихожу послушать артиста вживую, а мне подсовывают его фонограмму. Никогда не отказываю себе в удовольствии прокомментировать это безобразие на весь зал... Но от этого почему–то не легче!

Знают все: есть целая обойма исполнителей (в том числе и белорусских), которые рта раскрыть без фонограммы не могут. Хотя нет, рот они как раз и открывают.

Именно по этой причине, а не из–за большой занятости кое–кто из наших артистов отказался принять участие в моем любимом телепроекте «Две звезды» на ОНТ. Там, как известно, петь надо «живьем». Правда, лучше бы некоторые участники оставались дома — слушать их невозможно.

Люди осведомленные утверждают: София Ротару уже лет 15 на своих «сольниках» только делает вид, что поет. Помню, как на одном из концертов фестиваля «Золотой шлягер» с ней случился конфуз — «фанеру» заело. Казалось, от такого позора можно сквозь землю провалиться?!! Нет, ничего подобного – «поет» по-прежнему...

Я искренне не понимаю, почему зрители должны платить за то, что их обманывают? Где совесть артистов? Ведь есть же и те, кто никогда на концертах, если это не телевизионная запись, не использует фонограмму. Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Валерия, Кристина Орбакайте, Сергей Мазаев, Борис Гребенщиков... Но большая часть востребованных сегодня звезд устраивает на сцене винегрет: что–то поет «живьем», а в основном — под «фанеру». И это всегда заметно! Не верите, сходите послушать Аллу Пугачеву или Ирину Аллегрову. Впрочем, список этот огромен.

Уважаю Бориса Моисеева, который не скрывает, что использует фонограмму. Но он готовит всегда не просто концерт — это настоящее шоу: певец много двигается, танцует. На его представлениях все так неожиданно и интересно, что тебе становится не важно, есть ли живой звук, нет ли. Вообще, по–моему, феномен успеха Моисеева требует отдельного рассказа.

Есть артисты старшего поколения, которые так и не научились пользоваться фонограммой. Можно ли было представить халтурящей Клавдию Шульженко? Даже на своем главном концерте жизни 10 апреля 1976 года, когда ей исполнилось уже 70 лет, эта великая дама песни не включила ни одной фонограммы. Ну и что, если она несколько раз перепутала слова, где–то не попала в нужные ноты?.. Все равно это был незабываемый концерт, концерт–легенда. Присутствовавшие там зрители никогда его не забудут.

А Владимир Мулявин и «Песняры»? Да никогда они не соглашались на позорище!..

Во всем мире петь, точнее, открывать рот под фонограмму запрещено. За это могут даже под суд отдать. Да и невозможно представить себе Стинга, Мадонну или Элтона Джона, поющих под «фанеру», — нонсенс! Или, скажем, Патрисию Каас, немую как рыба, в парижском зале «Зенит», где в ноябре 1993–го она с успехом дала 10 концертов подряд...

Зато в Беларуси невозможное возможно. Лет 10 назад тогдашний министр культуры А.Сосновский предпринял робкую попытку исключить использование плюсовой фонограммы, но ничего, кроме скандала с артистами, из этого не вышло.

Сегодня лидер группы «Атлантика» Алекс Набеев выступает с инициативой запрета на «фанеру». Посмотрим, что из этого выйдет.

Лично я уважаю тех исполнителей, которые уважают меня и поют на концертах своими голосами, какие есть. Увы, таких единицы...

С уважением к читателям, Элеонора Езерская.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter