Как абитуриенты сдавали экзамен по истории

С экзаменом вышла история

На днях площадь перед Белорусским государственным педагогическим университетом имени М.Танка напоминала гигантскую избу-читальню. Хорошая погода и тестирование по истории Беларуси, которое проходило в здании вуза, собрали на всех близлежащих лавочках любителей чтения и тех, кто пытался ухватить еще хотя бы одну невыученную цифру.



Подхожу, приглядываюсь, не то: девушка увлеченно листает Пелевина. Что ж, автор, может быть, и хорош, но вряд ли имеет отношение к грядущему экзамену. А вот через лавочку на коленях у парня что-то похожее на учебник истории — портреты, цифры. Спешу туда. Но молодой человек, как будто прочитав мои мысли, стремительно поднимается и уходит в сторону метро. На часах 10:00, ровно час до начала экзамена. Пытаюсь понять, кто же из этого множества молодых людей будет сегодня держать в руках бланки тестов.

Внимание привлекают три мило болтающих между собой девушки (на снимке). Улыбки, ни тени тревоги. Может, не они? Вроде при сем положено волноваться. Но в руках у всех трех бланки и паспорта. На вопрос про экзамен отвечают утвердительно: да, планируют сдавать. «Это второй тест, — очень спокойно и рассудительно начинает беседу Наталья Власкина, выпускница школы № 27 Минска. — Волнуюсь? Пожалуй, нет. Когда шла на экзамен, мама запретила мне волноваться. Как будет, так будет. Она у меня в вуз с пятого раза поступила. И все у нее сложилось. Наоборот, неправильно, когда родители нагнетают атмосферу, говоря, мол, если ты не поступишь, ты нам не ребенок. От этого только нервные срывы у ребят».

«У нас в школе была хорошая подготовка, чего волноваться? — вступает в разговор одноклассница девушки Алина Сыроид. — Спасибо нашему преподавателю по истории Елене Валерьевне Шпартовой». Историю с этим педагогом полюбила и Наталья, которая, кстати, приехала с семьей в Беларусь из Крыма пять лет назад. На вопрос о будущем выпускница отвечает на одном дыхании: «Планирую в БГУ на исторический факультет. Или в БГПУ имени М.Танка на учителя истории. Почему нет? В педагогической профессии много плюсов. Смотрите, у них множество праздников, им дарят цветы. Мне кажется, если ты действительно хороший педагог, это совсем неплохо. Тебя ценят дети, ты получаешь от них отдачу. Это тебя обогащает».



По поводу истории да и учебы вообще у девушки своя философия: учить надо то, что нравится, а не ради экзамена. Поэтому специально она не готовилась ни к одному из сдаваемых предметов. «Накануне немного почитала, — улыбается. — Я умею сконцентрироваться на чем-то, если мне это действительно нужно. Если нет, меня не заставишь».

Впрочем, есть у девчонок вопросы, которых они боятся — все то, что касается деятелей культуры. «Войны и договоры, даже даты — это просто, они запоминаются, — высказывают мнение абитуриентки. — А вот о культурных деятелях информации совсем мало. Есть, конечно, имена, которые слышишь часто. Например, Франциск Скорина. Об остальных информации немного. Хотелось бы, чтобы ее было больше».

А что делать, если не поступишь? У Натальи Власкиной есть ответ и на этот вопрос: «Буду работать — я делаю это каждое лето. А, может, пойду учиться в колледж. Получу рабочую профессию. Это нестыдно. Не обязательно всем быть белыми воротничками. Это, кстати, еще большой вопрос, кто более востребован на рынке труда».

Желаю девчонкам удачи, направляюсь ко входу в вуз. Здесь очередь из абитуриентов. Задумчивые лица. Поворачиваюсь — и фактически сталкиваюсь с миловидной женщиной (как потом выяснилось, мамой выпускника Натальей Бабич). Сын Дмитрий уже внутри. На часах 10.30, а значит, до окончания экзамена, который длится 90 минут, более двух часов. Спрашиваю: «Ждать будете?» Женщина улыбается: «Обязательно, как и после экзамена по русскому. И после третьего экзамена ждать буду». Мне кажется, родители сегодня вообще волнуются больше детей. И Наталья эту мысль подтверждает: «Я бы лучше сама за него все сдала! Мне бы спокойнее было…»

А вот сын Дмитрий, судя по всему, полон решимости. Не просто сдать экзамен, но и связать жизнь с историей. Кстати, как мне кажется, случайных людей здесь вообще нет — все влюблены в эту науку. Вот и сын моей собеседницы изучает историю по велению сердца. Окончив гимназию № 3, специально для обучения в 10-м и 11-м классе он перешел в минскую школу № 95, где очень увлеченный историей директор Борис Крючков, сам историк по образованию. «Мы его очень любим — признается Наталья Бабич. — А еще благодарны нашему учителю истории Виктору Сергеевичу Дейчу».

Но, несмотря на знания и увлеченность, к экзамену серьезно готовились в течение года. Как и к остальным тестам. «Готовились сами, и учителя помогали, и занимались с репетиторами, — перечисляет женщина. — Впрочем, времени у сына хватало на все. И на пауэрлифтинг, и на тайский бокс, которыми он увлекается, и на предметные олимпиады».

У колонны университета замечаю обнявшуюся парочку. Неужто оба на экзамен? Нет, проверять знания по истории Беларуси планирует только выпускница школы № 47 Марина. А вот будущий муж Валерий, одноклассник, который, кстати, в эти дни сдает сессию в БНТУ, пришел ее поддержать. Волнение? Нет, девушка не волнуется. Это уже третий экзамен ЦТ. После русского и биологии. «Сложно было, — делится она впечатлениями, — особенно русский язык. Биология — любимый предмет, может, поэтому за него особенно не волновалась». Поступать планирует в БГПУ. Впрочем, она сдает экзамены ЦТ уже второй год подряд. Но совсем не потому, что не набрала необходимых баллов. Более того, Марина уже стала студенткой БГЭУ и… передумала. «Поняла: экономический — не мое, — говорит она. — Наверное, сомневалась относительно педагогики. Теперь уверена».

Над брошюрой, испещренной карандашными записями, склонилась дизайнер-консультант Оксана Тимофеева. Но сегодня и здесь она, как и все, абитуриент и пришла за третьим (!) высшим. Именно так. Вся ее жизнь — поиск себя или самосовершенствование. 19 лет отдав медицине, женщина пошла в дизайнеры. «Нужно было зарабатывать деньги — шесть лет отработала дизайнером, — улыбается она. — Сейчас решила получать педагогическое образование, а именно: профессию психолога». Кстати, сейчас сдает тестирование и ее дочь. Только она поступает в БГТУ. Параллельно защищает диплом, оканчивая другой вуз. Так что любовь к учебе — это семейное.

«Психология, — делится мыслями Оксана Тимофеева, — сейчас самая нужная наука. Вообще, образование должно идти через всю жизнь. Человек благодаря этому меняется. Для меня сейчас это очень важный шаг. Я решила поступать после того, как в прошлом году мне поставили диагноз рак. Именно это подтолкнуло меня. Я теперь особенно четко понимаю, что от духа человека может зависеть вся его дальнейшая жизнь и судьба». Сама молодая женщина себя преодолела. Готовилась к экзаменам всего лишь последние десять дней, после операции. Было непросто — объем информации очень большой. Позади уже тесты по русскому и биологии. Теперь — история Беларуси. И искренне хочется пожелать, чтобы ее мечты стали реальностью.

О результатах экзамена говорить рано. Пока известно лишь, что в минувший вторник в БГПУ имени М.Танка ЦТ сдавали около двух тысяч человек. Выходить ребята стали уже в полдень, то есть меньше чем через час с начала экзамена. Примерно на час площадь перед вузом превратилась в гудящий улей, где все обменивались информацией, впечатлениями. Кстати, были и те, кто расстроился. Да-да! Но, как оказалось, вовсе не по поводу сложных заданий. Дмитрий Бабич, например, огорчился, что не смог выдать все свои знания. Не было ничего ни про Первую мировую войну, ни про Костюшко. А столько всего хотелось рассказать!

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter