С думой о беконе

Этим безобидным животным почему–то приписывают многие человеческие недостатки: «Ест, как свинья», «Грязный, как свинья», «Толстый, как свинья»... Грязная работенка

Этим безобидным животным почему–то приписывают многие человеческие недостатки: «Ест, как свинья», «Грязный, как свинья», «Толстый, как свинья»... Обидные для хрюшек сравнения. Ведь от горяченькой отбивной вряд ли кто откажется. А вот от предложения поработать на свиноводческой ферме, уверена, отмахнутся с ходу. Я решила попробовать и на день «переквалифицировалась» в свинарку.


Испытание младшей группой


— Ну, девчонки, принимайте пополнение, — главный зоотехник свиноводческого комплекса СПК «Антоновский» Чаусского района Жанна Синицына представила меня своим подчиненным. — Пусть поработает в группе 02 — с самыми маленькими поросятами.


В подсобке меня тут же окружили свинарки, или, как официально называется эта профессия, операторы свиноводческого комплекса. Самая старшая, Светлана Толко, которая трудится здесь уже 31 год, принесла рабочую куртку и резиновые галоши. Без спецодежды к хрюшам нельзя. На голову мне, «новенькой», повязали аккуратный белый платок. Время приближалось к 8.00. Начинался рабочий день.


Зашла в помещение — и в нос сразу ударил резкий специфический запах. Работники комплекса к нему давно привыкли и почти не чувствуют. А у меня спустя несколько минут заложило не только нос, но и уши — таким дружным визгом встретили нас поросята и их «мамаши».


— Есть хотят, но сначала надо подготовить рабочие места, почистить кормушки, — объяснила мне оператор Оксана Архиреенко. — Если кормушки не отмыть от вчерашней пищи, сегодняшняя тут же закиснет. Тогда ни свиньи, ни поросята есть не станут. Они у нас привередливые.


Вот так. А большинство из нас считает почему–то «пятачков» неряхами...


Кормушки все операторы чистят по–разному, кто как приловчился: веничками, мастерком и даже баночками, коробочками. Последний вариант очень удобен для удаления жидких остатков.


Я пока не оператор, а только помощник, подсобная рабочая, так что есть время осмотреться. Всех новичков поначалу «назначают» именно на такую должность — примерно на неделю. Большинство стажеров начинают свою трудовую биографию в группе 02. Нужно выяснить — получится из кандидата свинарка или нет.


Группу 02 еще называют группой опороса. Работа здесь самая ответственная — принимать роды у свиноматок, обрезать пупки новорожденным поросятам, доращивать малышей до двухмесячного возраста, чтобы передать в старшие группы. Именно операторам группы 02 приходится часто работать в ночные смены, поскольку потомство у свиньи может появиться в любое время суток. Все остальные свинарки трудятся, как правило, с 8 утра до 17 вечера с двухчасовым перерывом на обед.


Сможет ли новичок освоить профессию, по утверждению здешних старожилок, видно уже на второй–третий день. Если будущий оператор брезглив, с трудом переносит «свинский» запах — профессионал из него вряд ли получится. И потом — к животным надо относиться с душой: поговорить с поросятами, погладить. Злому, нервному человеку здесь не место.


— Встречаются и просто несобранные люди, — делится наблюдениями главный зоотехник Жанна Синицына. — Бегают, суетятся, а все равно ничего не успевают. Другие же, к примеру, наша Тамара Бурдукова, работают не спеша, потихоньку, ритмично, и все у них получается.


Накрываем на стол


Пока свинарки чистят кормушки, я внимательно осматриваю сарай. В каждой секции 35 — 36 отсеков, которые здесь называют станками. Каждый такой отсек, или станок, занимает «семья» — хрюшка и 7 — 10 ее поросят. На одного оператора приходится по 35 — 36 свиноматок и в среднем по 300 малышей. А всего в сарае 12 секций. Представляете, какой визг в нем стоит?!


— Эй, стажерка, бери ведро, пошли корм разносить, — зовут меня «коллеги». Комбикорма для взрослых животных и их потомства разные, отличаются и помолом, и рецептурой. Их ни в коем случае нельзя перепутать, иначе беда — нежные желудки крохотных «пятачков» не справятся с тяжелой пищей, у малышей заболят животы.


— Для взрослых — комбикорм СК–10, для поросят — СК–16, — несколько раз повторяют мне операторы непонятные названия.


Раздавать поросячью пищу надо быстро. На каждую свиноматку — по 5 килограммов, малышам достаточно горстки. Потом нужно еще напоить свинок обезжиренным молоком. За день каждый оператор переносит примерно по 250 килограммов комбикорма и по 600 литров молока. Поэтому физическая выносливость для такой работы — насущная необходимость.


— Ты отдыхай чаще, а то с непривычки в первые дни у многих голова кружится, — заботятся обо мне операторы.


Но вот едой и питьем обеспечены все. Наверное, можно передохнуть, думаю я и ошибаюсь. «Подсобнице» тут же вручают метлу с длинной ручкой — до прихода ветеринаров нужно успеть вымести пол в станках.


Заслуженное доверие


Только управились — на пороге ветврач и ветфельдшер. Оказывается, в первые дни жизни поросятам обрезают хвосты, потом им постоянно делают прививки по специальной схеме — проводят вакцинацию. В общем, медперсонал в сараи наведывается постоянно.


Перед тем как врач или фельдшер приступят к работе, оператор должен щитами отделить поросят от свиньи. Я несмело вхожу в один из отсеков. «Коллеги» предупредили: свиноматки бывают агрессивными, могут и укусить. Однажды, когда свинью отгоняли от подросших малышей в другой отсек, хрюшка рассвирепела. Дернулась — и оператор оказалась у нее на спине — задом наперед. Так и проехала несколько метров верхом.


— Только ты все равно не показывай свинье, что боишься, — учит меня уму–разуму Тамара Бурдукова. — Станет нападать — отгони ее метлой. Если скотина заметит, что трусишь, так и будет потом тобой «командовать»!


К счастью, «моя» свинья оказалась покладистой. А крохотный поросенок, которого я взяла на руки, поначалу визжал и вырывался. Однако вскоре затих, доверчиво прижавшись к моему плечу.


Обед по расписанию


После ухода ветеринаров наконец объявили «перекур» — десятиминутный технический перерыв. Таких за смену положено два. Но не все операторы используют это время для отдыха. Одни отправляются за мелом для поросят — он укрепляет их крохотные кости. Другие стараются наносить в свое свободное время побольше опилок в «стойла», чтобы там было чисто и сухо. Если опилок в станках мало, поросята выглядят неважно: мокрые, чумазые...


После перерыва опять нужно подсыпать корма, подливать молоко. Работа свинарок разнообразием не отличается.


— Зато обед у нас целых два часа — с 12.00 до 14.00, , — успокаивают «коллеги». — Тогда и отдохнем.


Впрочем, оператору Светлане Толко и главному зоотехнику Жанне Синицыной отдыхать не приходится. Они — местные, живут в агрогородке Антоновка, и на время перерыва спешат домой, чтобы управиться по хозяйству. Зато остальные мои «коллеги» ездят на работу из Чаусов. Поэтому обедать остаются на территории комплекса.


Некоторые принесли еду из дому и располагаются, чтобы перекусить, прямо на территории — на травке под яблонькой. А я и еще несколько работников отправляемся в столовую комплекса и с удовольствием налегаем на щи, колбасу с макаронами в фирменном соусе и беляши. После обеда остается еще время для разговора.


— Зарплаты у нас для села приличные, — рассказывают операторы. — Тысяч по 700 в месяц выходит. Хуже, что круглый год ходим в резиновых сапогах и перчатках и влажность в сараях повышенная. А это приводит к профзаболеваниям: ревматизму, отложению солей.


Впрочем, свинарки не отрицают: руководство СПК, свиноводческого комплекса о них заботится. Мясо своим работникам продают со скидками, можно выписать зерно и технику для личных подворий, по дешевке купить домой поросят. Да и очередь на жилье, хоть и есть, движется быстро, домики в агрогородке строят постоянно. Только рабочих рук на свиноводческом комплексе все равно не хватает. Хоть и научиться профессии нетрудно, и отношения в коллективе хорошие. Объявления о наборе операторов постоянно дают в местных газетах, на радио. Вдруг кто откликнется? Требуются еще и ветврач, бригадир, зоотехник–селекционер, слесари, сварщик, сантехник.


Перерыв окончен — пора за работу: чистить станки, разносить корма, молоко. И так — до самого вечера.


...Тяжелее всего мне было на следующее утро. Проснувшись, я не чувствовала ни спины, ни рук, ни ног. Еле доковыляла до корпункта.


Ох и нелегкий все–таки труд у операторов свиноводческого комплекса! Хоть опытные работницы и убеждали меня, что все «минусы» лишь с непривычки. Втянешься, мол, полюбишь физическую работу и никуда уходить не захочешь. Может, оно и так — иначе не работали бы на комплексе годами мои недавние «коллеги». Вот только чтобы убедиться в этом, одного рабочего дня явно недостаточно...


Плюсы профессии:


Нетрудно устроиться на работу.

Большинство быстро осваивает профессию.

Можно купить мясо со скидкой; за чисто символическую плату выписать зерно и технику для личных подворий.

Быстрое решение квартирного вопроса.


Минусы:


Физически тяжелая работа.

Профзаболевания.


Компетентно


Павел Найден, первый заместитель председателя Чаусского райисполкома:


— Рабочие руки на свиноводческом комплексе нужны всегда. Приглашаем всех желающих, особенно молодежь. Со своей стороны обещаем создать комфортные условия: специалистам сразу предоставим жилье, представителей рабочих специальностей поставим на очередь нуждающихся, которая подойдет очень быстро. Жителей Чаусов будем доставлять на работу и с работы на автобусе.


Фото автора и Жанны Синицыной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter