С чистого листа

Вчера Александр Лукашенко посетил завод газетной бумаги в Шклове...

Вчера Александр Лукашенко посетил завод газетной бумаги в Шклове. Если ввести название этого предприятия в поисковике на официальном сайте Президента, то отображается сразу несколько десятков ссылок на материалы пресс–службы. Это показывает, сколь часто он обращался к этой теме. Начиная с 2003 года, когда Президенту показали голую стройплощадку, он несколько раз лично посещал предприятие, проводил совещания, подписывал какие–то документы. И, пожалуй, впервые за эти годы вчера Александр Лукашенко не разбирался в многочисленных проблемах, а вел речь о перспективах развития. В частности, было принято решение расширяться, построить здесь новый цех по производству декоративных пленок, текстур для МДФ, ДСП и прочих древесных панелей. Это производство отлично укладывается в бизнес–план предприятия и отвечает его философии.


Отличительная особенность шкловского завода заключается в следующем: все, что здесь делают (а это, кроме бумаги, еще и пиломатериалы, и дома из бруса) или только собираются делать, практически не требует импортных ресурсов. Леса в Беларуси много. С другой стороны, эта продукция востребована за границей и будет стабильно приносить валюту. Наверное, если бы таких предприятий в стране было гораздо больше, не сложилось бы такое отрицательное сальдо в торговле и не случился бы кризис на валютном рынке...


Александр Лукашенко не стал вчера вдаваться в подробности, кто виноват в том, что Шкловский завод газетной бумаги только сейчас вышел на проектную мощность, начал приносить валюту, а не тратить. Лишь заметил: «Мы потеряли драгоценное время...»


Сегодняшние финансовые показатели предприятия внушают оптимизм. Производство прирастает на 20 процентов в год. «Мы полностью закрыли свой рынок газетной бумаги и треть продукции поставляем на экспорт», — рассказывает первый вице–премьер Владимир Семашко, курировавший проект с самого начала. Внешнеторговое сальдо данного конкретного предприятия положительное — примерно 2,5 миллиона долларов.


Конъюнктура рынка для завода газетной бумаги сложилась привлекательная. Еще в феврале цена на российскую и белорусскую бумагу была одинаковая. Сегодня Шклов не знает конкуренции — его продукция наполовину дешевле. Впрочем, причина не в том, что работать тут стали наполовину эффективнее, а в резком падении курса рубля.


Цена на шкловскую бумагу в последнее время поднимается, увы, как и на все товары, с завидной регулярностью. Для некоторых редакций в Минске такие затраты становятся неподъемными. По поводу ценовой стратегии предприятия Александр Лукашенко сказал следующее: «В Беларуси и России все надо продавать по одной цене. В крайнем случае, для государственных газет — так как это госпредприятия, мы в них вложили деньги — можно предоставить скидку...»


Президент вчера говорил не только о ценах на газетную бумагу. После посещения шкловского завода он ответил на вопросы журналистов.


О требовании ЕС «освободить политзаключенных»


— Если там, в Евросоюзе, хотят забрать себе осужденных по делу о 19 декабря, то завтра всех в один вагон посадим и отправим — я приму решение, а я имею право его принять. Но торговаться я ни с кем не намерен. Разменивать этих людей на какие–то переговоры с ЕС — нам это не надо абсолютно.


О «молчаливых акциях»


— Эта вся небольшая масса, которая топчется на площадях, — они хотят воспользоваться моментом. Они прекрасно понимают, что каждый день мы будем из этого экономического положения, паники, выходить. И мы выходим. Еще три месяца — и люди забудут, что где–то цены поднялись, другие проблемы возникли.


О масштабных празднованиях на фоне экономического кризиса


— Пока я Президент, мы будем тратить деньги на проведение Дня Независимости, «Славянского базара». Люди хотят не только хлеба, но иногда и зрелищ. И хорошо, что танки и самоходки прошли во время парада. Что касается «Славянского базара» — то благодаря ему нас знают в мире. И сегодня практически все мероприятия «базара» окупаются. Но проведение других фестивалей мы сократили примерно вдвое.


О прецеденте с прекращением поставок российской электроэнергии


— Да, мы задолжали. Но партнеры так не поступают. Не говоря уже о союзнических или братских отношениях. Это неприлично по отношению к Беларуси. Так поступать нельзя.


О «политике» в белорусско–российских отношениях


— Россия вступает в полосу острейшей политики, поэтому надо более просто смотреть на ее действия, надо более спокойно на все это реагировать. Тем более что в политическом отношении Россия неоднородна, там всего хватает.


О новых ценах на газ


— Хотелось бы надеяться, что в этом году мы имели самый высокий уровень цен. Мы сейчас ведем переговоры. Здесь рано о чем–то говорить. Но задача перед Правительством поставлена, чтобы мы с россиянами договорились на более низкую стоимость, чем теперь. Даже россияне исходят из того, что цены на нефть на мировом рынке еще упадут, а значит, и на природный газ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter