В нынешнем году пройдут исследования, посвященные бренду Беларуси и конкурентоспособности

С чего начинается имя?

Новостей об упрощении визового режима со странами Евросоюза наши путешественники ждут давно и с нетерпением. Впрочем, с таким же нетерпением ожидают притока иностранных туристов и наши представители туристической отрасли. Переговоры идут давно, а с начала года интерес к этой теме то и дело подогревается сообщениями о том, что процесс вот-вот даст свои результаты. Так, пресс-секретарь МИД Дмитрий Мирончик заявил: уже готовится соответствующий указ. Например, отрабатывается часть, которая не позволит воспользоваться льготами нелегалам, согласовывается перечень стран, жителей которых охотно ждут в гости, обсуждаются условия упрощения поездок. Но выстроятся ли иностранцы к нам в очередь, если вдруг последние барьеры падут?


Фото Владимира ШЛАПАКА

Эксперты туротрасли настроены скептически: рядовые европейские граждане за рубежом мало что знают о нас. И усилиями нескольких десятков крупных турфирм проблему эту не исправить. Очевидно, что нужно продвигать страну как бренд. Благо одно из исследований отрасли в нынешнем году будет посвящено именно этому вопросу, второе — конкурентоспособности турпродукта. К участию в сборе данных и решению стратегических и насущных вопросов Национальное агентство по туризму пригласило неравнодушных представителей туриндустрии, госорганов, частных компаний, включенных в состав специальной рабочей группы. Первое ее заседание запланировано на 16 июня. Однако предварительно эксперты поделились наболевшим и обсудили некоторые спорные моменты. 

Генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», член правления ОО «Гильдия маркетологов» Анатолий Акантинов над вопросом, что такое бренд для нашей страны, ломает голову уже пять лет. Вот к какому выводу он пришел: 

— Прежде чем создать бренд, мы должны решить другие задачи: придумать стратегию продвижения, определить целевые рынки. Для каждого направления должна быть своя концепция, свои изюминки. Нужно формировать моду и спрос. Нужно учесть, что бренд создается на определенный промежуток времени, через 3—5 лет надо будет делать репозиционирование. Вместе с тем мы даже не знаем, кто сейчас наш потенциальный клиент.


Фото Виталия ГИЛЯ

Начальник отдела маркетинга Национального агентства по туризму Елена Лихимович подсказывает: согласно заявлениям представителей госорганов, желанные туристы – это жители стран СНГ, Евросоюза, Китая, Израиля, Франции, Канады, США, Турции, ОАЭ. Но даже в таком, казалось бы, простом вопросе мнения расходятся. За тот же Китай борются уже не отдельные турфирмы, а целые страны — сообща, чтобы заинтересовать самую путешествующую нацию в мире. Тем временем некоторые эксперты советуют оглянуться вокруг: в радиусе 1,5 тысячи километров от нас проживает 46 миллионов человек. И для начала не мешало бы понять, на каком мы свете сейчас, кто к нам приезжает и сколько денег оставляет, считает директор турфирмы «Виаполь» Галина Потаева. Однако полностью полагаться на официальную статистику не приходится. Надежда возлагается на так называемые сателлитные счета, которые, как ожидается, дадут результат только в начале следующего года. 

Но есть ли нам что предложить большому количеству гостей, вопрос риторический. Для ответа на него специалисты советуют посмотреть на внутренний туррынок. Пока, мы видим, все закольцовано на Минске, логистика между регионами оставляет желать лучшего. Проблем немало — кусаются цены, хромает сервис. 

— Качество обслуживания порой такое, что хочется стоять вместо работников, чтобы обещанный уровень официального приема был выдержан. Особенно этим грешат госучреждения. Там нет мотивации у персонала, чтобы выполнять стандарты, которые навязываем не мы, туроператоры, а международный рынок, — подчеркивает гендиректор компании «Солвекс» Оксана Бичун. 

Даже рядовые граждане, так или иначе задействованные в сфере гостеприимства, должны воспринимать себя как обслуживающий персонал со всеми вытекающими требованиями к нему, уверены специалисты.


Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

Замечено: чуть больше половины туристов черпают информацию о той стране, куда им хотелось бы поехать, из «всемирной паутины». Только каждый четвертый приезжает по совету друзей и знакомых. А значит, без красочного презентационного ролика и кричащего слогана не обойтись. Правда, сразу же возникает дилемма: довериться иностранным специалистам или попробовать сделать его самим? На слуху по сей день неудачная разработка бренда Минска компанией INSTID — изображения бело-голубой компьютерной платы со слоганом Think Minsk. Привлечение сторонних компаний чревато серьезными вложениями, зато в большинстве случаев дает впечатляющий результат. К тому же со стороны бывает виднее, что особенного есть у той или иной страны. Например, Галина Потаева просит не называть конкурентными преимуществами природу и людей: 

— Не стоит гордиться дикой, нетронутой природой, она должна быть обустроена, подготовлена для использования в туризме. Должны быть варианты на случай непогоды. Люди у нас не особенные. Что, в Литве, Польше, Украине менее доброжелательно относятся к туристам? Те, кто возит в эти страны, знают, насколько там здорово.

Так на что же предлагается делать ставку? Завлекать собираемся неизвестностью в центре Европы (развить слоган Belarus — Terra Incognita in the Heart of Europe («Беларусь — неизведанная страна в сердце Европы»)), фольклором и самобытностью (Belarus — Fairy Land («Беларусь — сказочная страна») от режиссера Алексея Раковича), интерактивом — возможностью соприкоснуться с традициями, народной кухней, нетронутой природой, домашним духом ((Belarus — Home Spirit) от директора ООО «Кемпинг-1» Владимира Рудого). Не только слоганы, но и проработанные концепции предложили студенты Академии управления при Президенте. Одна из них — Belarus. Return To What Really Matters («Беларусь. Возвращение к истокам»), логотипом может стать капля воды или река. Вторая — Be native. Be Вelarus («Свое. Родное. Беларусь»), в оформлении используются национальные орнаменты. Но будет ли интересна ставка на историю и наше наследие тем, кто и близко не знаком с республикой? Думается, в первую очередь туристов нужно зацепить чем-то современным. 

druk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter