С чего начинается граница

Если в 2009 году через белорусскую границу проследовало 1,5 миллиона грузовых транспортных средств, то в прошлом – уже более 2,4 миллиона.

Если в 2009 году через белорусскую границу проследовало 1,5 миллиона грузовых транспортных средств, то в прошлом – уже более 2,4 миллиона. В этих условиях таможенная служба Беларуси должна работать четко и слаженно, чтобы надежно обеспечивать экономическую безопасность трех стран и при этом не создавать проблем для законопослушных перевозчиков и туристов.

Интеграция трех стран уже приносит весомые экономические плоды. В этом можно убедиться на конкретных фактах и примерах. Член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин привел такие данные Счетной палаты России: с 1 января 2010 года – начала функционирования Таможенного союза – взаимная торговля между странами-участницами увеличилась на 80 процентов.

Для упорядочения и оптимизации таможенных процедур в Беларуси продолжается работа по гармонизации национального законодательства и приведению его в соответствие с договорами, заключенными в рамках Таможенного союза. Как отметил заместитель председателя Палаты представителей Виктор Гуминский, Беларусь ратифицировала 70 документов в Таможенном союзе и 17 договоров по формированию ЕЭП. В конце апреля этого года в Беларуси вступил в силу закон о таможенном регулировании, реализация которого направлена на совершенствование правового механизма регулирования отношений в сфере таможенного дела и создание условий для эффективного выполнения международных обязательств Беларуси в рамках ТС и ЕЭП.

То, как работает весь этот законодательный массив, депутаты Палаты представителей Беларуси обсудили на семинаре по практике применения таможенного законодательства в условиях Таможенного союза в Бресте. Для чего вначале посетили крупнейшие автодорожные пункты пропуска “Козловичи” и “Варшавский мост”, транспортно-логистический центр “Брест-Белтаможсервис”, познакомились с работой таможенных органов.

— Мы убедились, что с принятием закона серьезно сократилось количество документов, необходимых для регистрации таможенных деклараций, – сказал журналистам заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Беларуси Николай Самосейко. – Сам процесс таможенного оформления и выпуска товаров стал более понятным и комфортным для участников внешнеэкономической деятельности.

В ЕЭП появились новые возможности для бизнеса, повысилась привлекательность и конкурентоспособность белорусских товаров на рынках третьих стран. Следующие шаги должны быть более решительными: совсем скоро Беларусь, Россия и Казахстан выходят на исторический рубеж – подписание Договора о Евразийском экономическом союзе. Это потребует кодификации всей нормативно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП. Сейчас разрабатывается новая редакция Таможенного кодекса Евразийского экономического союза – вероятно, уже в следующем году документ поступит на ратификацию в парламенты трех государств.

В проекте нового кодекса прописан приоритет электронного декларирования. Подавать нужно будет только один документ – таможенную декларацию. Никаких контрактов, инвойсов, сертификатов и прочего. Кроме того, согласована возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией декларации и выпуском товаров, информационными системами и программными комплексами в автоматическом режиме, то есть без участия инспектора.

Один из важных вопросов таможенного администрирования – развитие транзитного потенциала в рамках евразийского сообщества. По мнению специалистов, одним из вариантов упрощения таможенного транзита с использованием единой транзитной декларации для нескольких государств могло бы стать присоединение стран таможенной “тройки” к международным договорам, действующим в ЕС. Общие или сходные нормы регулирования снимут сложности пересечения границы между ЕС и Таможенным союзом, создав предпосылки для появления единого транзитного пространства на территории от Лиссабона до Владивостока.

Еще об одном новшестве, которое планируется ввести на границе, рассказал глава Государственного пограничного комитета Беларуси Леонид Мальцев. По его словам, в следующем году в пограничных пунктах пропуска заработает система электронного бронирования очереди. Проект будет апробирован на приграничном грузовом терминале “Козловичи-2”, где сейчас полным ходом идет строительство специальной сервисной зоны.

Генерал Мальцев также обратил внимание депутатов на еще одну проблему: “В Таможенном союзе не предусмотрено регулирование вопросов единой визовой и миграционной политики, что препятствует отмене пограничного контроля на внутренних границах между государствами – участниками ТС. Так, погранслужбы Беларуси осуществляют погранконтроль воздушных судов, прибывающих из Казахстана, а для граждан, прибывающих из России, его нет. Отмена пограничного контроля на внутренних границах может стать новой ступенью интеграции государств после создания единого визового и миграционного законодательства.

Таможенникам и пограничникам предстоит еще вместе поработать над совершенствованием инфраструктуры пунктов пропуска для более комфортных условий пересечения границы. Ведь это влияет не только на результаты внешнеэкономической деятельности, но и способствует улучшению имиджа государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter