Кто и зачем должен учиться в вузах

С чего начать

Кто и зачем должен учиться в вузах?
Симпатичная девушка — бригадир маляров-штукатуров Гомельского домостроительного комбината Ирина Шабулдаева, выступая на Всебелорусском народном собрании, говорила о ситуации в строительной отрасли. Эмоционально, заметно волнуясь, но по существу.

Ирина отметила усиление трудовой дисциплины и требований по охране труда, внедрение современных технологий и повышение производительности. И, конечно, затронула ряд проблем, в том числе касающихся подготовки кадров. 

«Прекрасно, что, в отличие от многих стран СНГ, в Беларуси удалось сохранить систему профессионального образования, — сказала с трибуны строитель с 18-летним стажем. — Теперь необходимо учебу приблизить к реальной жизни и уделить подготовке представителей рабочих специальностей больше внимания…»

На дворе век производственной и информационной глобализации, задающей бешеный ритм во всех сферах и по всем направлениям. Технологии стремительно развиваются, внедряются, обновляются и… устаревают. Поэтому сегодня образование, особенно профессиональное, категорически не имеет права быть закостенелой, неповоротливой структурой. Ценность любой кузницы кадров — в ее способности мобильно адаптироваться под реалии дня. Есть и другая сторона медали, о которой также говорила Ирина Шабулдаева:

«В последнее время все стремятся получить высшее образование. Иногда и не одно. Это хорошо. Но мы ведь все прекрасно понимаем, что без рабочих рук ничего создать не получится. Не могут быть все руководителями, инженерами и специалистами…»

Добавлю: не могут, но очень хотят. Вот только желание это, увы, далеко не всегда означает по умолчанию стремление стать профи высочайшего класса. Нередко самоцелью становится именно получение корочек. Любых. Чтобы дешевле и проще. Зачем? Ответа на этот вопрос порою нет и у самих «дипломированных спецов». Знакомый таксист поступил в негосударственный вуз. Хотя к знаниям не тяготел со времен ПТУ. Контрольные и курсовые работы он просто покупал. Во время сессий, цитируя его самого, «решал вопросы с преподами». Как — отдельная темная история. А через положенное количество лет гордо козырнул дипломом по специальности «правоведение». 

— Теперь в юристы? — поинтересовался я у выпускника. 

— Ага, сейчас. Делать нечего — мозги с бумагами сушить? Меня моя работа устраивает.  

Вот так поворот. В продолжение диалога я, конечно, спросил: зачем же понадобилось тратить деньги и время на учебу? «Просто была возможность, — пожал он плечами. — Вдруг пригодится».  

Признаться, не хотелось бы в жизни столкнуться с таким «правоведом». Да что говорить. Синдром «дипломированного барана» блестяще описан классиком нашей литературы Кондратом Крапивой. Проблема в том, чтобы поставить заслоны, которые не смогли бы пробивать те, кто идет получать высшее образование «на всякий случай — потому что есть возможность». 

В  биографиях руководителей, начинавших карьеру еще в советские времена, часто читаю, что «Иван Иванович» начинал трудовой путь слесарем на таком-то заводе или механизатором в таком-то хозяйстве. Затем, как правило, служба в армии, учеба, и лишь потом начинаются ступеньки карьерной лестницы. Сейчас же для многих точкой отсчета сразу становится вуз. 

Но вряд ли есть лучший способ овладеть профессией, чем пройти ее от «а» до «я», начав снизу. Все просто: мечтаешь о карьере врача? Не брезгуй потрудиться санитаром на «скорой помощи». Такой алгоритм, во-первых, поможет понять самому человеку: в те ли сани он сел? С четким видением подводных камней ремесла, которые невозможно обнаружить со стороны. И тогда впоследствии не будет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Во-вторых, государству не придется тратить деньги, а учителям — время и силы на обучение тех, кто сразу же уходит в совершенно иную сферу. В-третьих, собственно сам рост  специалиста-практика, а не кабинетного теоретика.  

Но чтобы механизм заработал, нужна мотивация. Например, внеконкурсное поступление в вуз по специальности той сферы, в которой абитуриент отработал несколько лет «рядовым». Естественно, при наличии положительной трудовой характеристики, рекомендации от коллег.  Или, по меньшей мере, при прочих равных отдавать предпочтение такому абитуриенту. Тогда места в учебных аудиториях займут достойные. Трудолюбивые пчелки, готовые карабкаться по ступенькам, становясь настоящими профи.

proleskovskiy77@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter