С большаков на проселки

Корреспонденты «СГ» проехали по глубинке и выяснили проблемы ее дорожной сети

Мы гордимся, и по праву, нашими главными автомагистралями: Брест — граница Российской Федерации, Минск — Гомель, Минск — Могилев, Минск — Слуцк и другими статусными дорогами. Они комфортны и безопасны.

Открывая две недели назад МКАД-2, Александр Лукашенко особо отметил: делая упор на главную артерию, нельзя забывать о дорогах местного значения. В ближайшее время будет разработан план их реконструкции и определен механизм финансирования. За пятилетку предстоит сделать приличные дороги до каждого агрогородка.

Корреспонденты «СГ» проехали по глубинке и выяснили проблемы ее дорожной сети.


Скользко, когда ровно


В ПРОШЛОМ месяце присутствовал на прямой телефонной линии в Ивьевском райисполкоме. От жителей района поступило два звонка. И оба касались ремонта  дорог. 

Андрей Волчак  попросил привести в порядок участок, ведущий к агрогородку Лелюки. При реконструкции автотрассы М-6 тяжелая дорожно-строительная техника разбила асфальт, и проехать по нему на легковом автомобиле, не попав в выбоину, практически невозможно. А Иван Адашкевич из Заберези хотел, чтобы   заасфальтировали 150 метров полотна из Лелюков в сторону  Бакштов. 

Заведующая  сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц  райисполкома Екатерина Коротченя пояснила, что в районе по количеству обращений дорожная  тема стоит на втором месте после ЖКХ.  В прошлом году, к примеру, поступило около двух десятков таких заявлений. 

Часть из них удовлетворена. Так, заявление того же Андрея Волчака зарегистрировано 10 декабря, а уже 23-го местное ДРСУ-156 отчиталось о завершении ремонтных работ. А вот покрыть асфальтом полторы сотни  метров, о которых хлопотал Иван Адашкевич, пока не представляется возможным. На это требуется немало денег. К тому же большой необходимости в капитальном ремонте дорожного покрытия в Заберези нет. Полотно поддерживается в нормальном состоянии. Без проблем к населенному пункту подъезжают автолавка, машина «скорой  медицинской помощи», спасатели. Периодически по трассе проходит грейдер. Сегодня для руководства района важнее заасфальтировать небольшой участок в более крупной деревне Лукашино, где на днях открывается дом  совместного проживания одиноких пожилых людей. 

Кстати, дороги местного значения на Ивьевщине закреплены не только за ДРСУ, но и за другими организациями и предприятиями района. Например, подсыпку и грейдирование трассы от  Черневичей до Мильва — Березина по просьбе сельчан проводил Ивьевский лесхоз. В Юратишках засыпали ямы и грейдировали полотно работники жилкомхоза.  

Вообще, сильно разбитых дорог в районе нет. Даже к отдельным хуторам в любое время года  доезжают машины экстренной службы. 

— Перед Новым годом — 28 декабря — в райисполком поступило обращение подсыпать дорогу, ведущую к деревне Зубковичи, а через день уже завезли туда четыре МАЗа песка, — рассказывает Екатерина Коротченя и добавляет: — Между тем в конце осени в том месте высыпали пять грузовиков гравия. Пока держалась минусовая температура, все было хорошо. Но стоило пойти дождю, и проезжую часть вновь размыло. 

Просьбы о ремонте дорог в основном связаны с сезонностью: ранняя весна и поздняя осень —  периоды, когда частые атмосферные осадки. Правда, есть и обратные примеры. Недавно поступила жалоба, что после того как дорогу подровняли, с приходом морозов  она превратилась в каток. Даже подсыпка песком и солью мало помогает.

Геннадий ГИЛЬ, «СГ»

gennadijj-gil@rambler.ru

На «армянскім» асфальце недалёка да аварыі


Неяк вясной давялося праехаць па вёсцы Нача, цэнтральнай сядзібе філіяла “Мілк-Агра” Полацкага раёна. Дарога адразу пасля з’езду з шашы Глыбокае — Полацк, мягка кажучы, нядобрая: так і глядзі, каб аб’язджаючы выбоіны, не сцягнула на абочыну. Не лепшай яна была і па самой Начы:  пабіты асфальт і ямка на ямцы.

Звычайна не толькі на цэнтральных сядзібах, але пераважна і ў меншых вёсках пакладзены нармальны асфальт, а тут — немаведама што. Спакваля высветлілася, што Нача па якойсьці прычыне — ці то ад таго, што знаходзіцца ў так званым мядзведжым куце на самай мяжы з Глыбоцкім раёнам, ці то таму, што сельскі Савет перанеслі ў Ветрына, — не трапіла ў праграму развіцця аграгарадкоў, а значыць, засталася і без добрай дарогі. Асфальт, які чвэрць веку таму клалі армяне, паспеў патрэскацца і амаль поўнасцю зрабіўся непрыгодным. Хаця ўсё, акрамя дарогі, у Начы ёсць: і дзве вуліцы катэджаў, і крама, і дзіцячы садзік, і кантора па еўрарамонце адладжаная. Праўда, школу ў мінулым годзе зачынілі, і цяпер новы аўтобус возіць дзяцей ў Ветрына.

Вось толькі ці доўга ён находзіць па такой дарозе?

У аператара машыннага даення Таццяны Хорашчавай душа баліць не за аўтобус, а за сваіх сыноў — васьмікласніка і чацвёртакласніка. Маўляў, мала таго, што натрасуць дзяцей па такіх калдобінах, дык і да аварыі ж недалёка. Не заўсёды дарогу пачысцяць, пасыплюць зімой соллю.

Перадавы механізатар Іван Бялоў мае ўласную машыну, але праехаць на ёй можа далёка не заўсёды: да вёскі Катушонкі, дзе жыве яго маці, якой трэба нярэдка падмагчы па гаспадарцы, дарогу так разбілі трактарамі, што не толькі на легкавушцы, але і на рэйсавым аўтобусе часам дабрацца не ўдаецца. 

Старшыня Ветрынскага сельскага Савета Аляксей Лупач прыкладвае нямала намаганняў, каб хоць неяк падправіць гэтыя самыя дарогі: рабілі падсыпку, закладвалі ў ямкі шчэбень, але апошні хутка выбіваўся. Па калектыўнай просьбе жыхароў зроблены зварот у розныя інстанцыі. І вось, як паведаміў Аляксей Лупач, дарога да Начы быццам бы ўключана ў праграму “Віцебскаблдарбуда”, а рабіць яе будзе філіял ДРБУ-182 горада Полацка.

Галоўны інжынер філіяла Дзмітрый Бацко пацвердзіў, што сапраўды: сёлета павінен быць пройдзены першы кіламетр да Начы ад аўтадарогі Полацк — Глыбокае, а ў наступныя два гады яшчэ пяць кіламетраў.

Праўда, ён агаварыўся, што праграма павінна быць яшчэ зацверджана і шмат чаго залежыць ад фінансавання. 

...Патэлефанаваў напярэдадні Івану Бялову: 

— Як дарога?

Голас у таго быў аптымістычны:

— Снегам калдобіны і выбоіны засыпала, укатала, падмарозіла. Цяпер праеду!..

Уладзімір САУЛІЧ, «СГ»

saulich@bk.ru

У семи нянек гравийка без грейдера


ГРАВИЙНУЮ дорогу возле деревни Селяхи Брестского района грейдер не «утюжил»  с начала ноября прошлого года. И все бы ничего, если бы осенью ее не разбили многотонные грузовики и трактора, несколько месяцев курсировавшие в объезд шоссе, по которому на Брест идет основной поток транспорта. Из-за ремонта моста технику пришлось пустить по проселочной гравийке. В осеннюю распутицу ее разбили за считаные дни, а, когда мост восстановили, забыли выровнять. 

И вот уже несколько месяцев легковые автомобили, маршрутные такси и автобусы последние сотни метров перед небольшой деревенькой едут  по сплошным колдобинам. Ухабы на этой «стиральной доске» такие, что некоторые пассажиры предпочитают преодолевать участок пешком. Когда земля подмерзла, водители стали объезжать его по полю  — так быстрее и удобнее.  Жители Селяхов, Приборово и других окрестных деревень обратились к «СГ»  с просьбой разобраться в ситуации. Оказалось, она не такая простая. 

Обслуживает грунтовую дорогу ДРСУ-138 КУП «Брестоблдорстрой». Ремонтом моста на шоссе, которое проходит параллельно, занималось ДЭУ-21 РУП «Бреставтодор». По идее, эта организация и должна привести в порядок разбитую гравийку, по которой временно пустили весь транспорт. Однако там меня заверили, что это компетенция предприятия, на чьем балансе находится дорога. Ему, мол, и следует адресовать вопросы сельчан. 

Главный инженер КУП «Брестоблдорстрой» Михаил Семенюк с такой позицией не согласен. Но все же пообещал в ближайшие дни направить грейдер. 

Этот проселок на Брестчине не единственный, где спецтехника появляется от случая к случаю. В Кобринском районе водители нарекают на колдобины между Девятками и Завершьем. Правда, в Тевлевском сельсовете, на территории которого расположены населенные пункты, сообщили, что дорога включена в план капитального ремонта на нынешний год. 

В Дрогичинском районе без тряски невозможно проехать от агрогородка Брашевичи до деревни Гумнище. В Малоритском — не всегда в нормальном состоянии дорога на Орехово. 

Нынешней зимой снега в южной части области практически не было. Да и морозы ударили только что. Зато и ноябрь, и декабрь оказались слишком щедрыми на осадки, что не могло не отразиться на состоянии проселочных дорог. Пускать технику в распутицу бесполезно, утверждают дорожники. Так сделаешь только хуже. Для латания дыр приходится выкраивать редкие погожие дни. А их, к сожалению, очень мало. 

Александр КУРЕЦ, «СГ» 

kurec.a@mail.ru

Толокой на выбоины


ЕСЛИ из Гомеля в столицу можно доехать, что называется, с ветерком, не боясь «притопить» педаль газа, то, едва свернув с этой дороги в сторону  деревни Телеши или Ивановка Гомельского района, водителям сразу приходится петлять из стороны в сторону, чтобы объехать ямки и трещины на полотне, давно не видевшем ремонтников. 

Сигналы о плохих периферийных дорогах, поступающие из глубинки, по-прежнему в ряду наболевших и очень частых в органах исполнительной власти. Это факт. Но фактом остается и то, что их строительство и ремонт – тоже одно из самых затратных направлений, требующее больших денег. В прошлом году  все дороги  Гомельского района передали на баланс ДРСУ № 113. Сегодня на балансе предприятия — 784 километра полотна, включающего дорожное покрытие всех без исключения населенных пунктов района. В прошлом году удалось привести в порядок асфальт и гравийку на некоторых участках улиц в Головинцах, Красном Селище, Березках, Поколюбичах, Красном.

Дорожники стараются выполнять просьбы сельчан. Конечно же, в меру финансовых возможностей. К примеру, сделан достаточно большой объем работ на автодорогах в направлении Красного Маяка, Залядья, Рудни Прибытковской, Глыбоцкого, подъездах к деревням Скиток, Борок, Калинино, а также Тереховка Добрушского района  и т. д.

На Гомельщине есть примеры, когда сельские жители сами проявляют инициативу, находят средства, благоустраивают деревни и даже строят дороги.

Так, в поселке Цагельня возведены хорошие дома, но состояние улицы не выдерживало никакой критики. Ямы, выбоины, весной и осенью заполненные водой, были темой постоянных нареканий сельских жителей и поводом для обращения в Прибытковский сельисполком. Продолжалось это до тех пор, пока один из жильцов — Леонид Гореликов — не предложил толокой привести улицу в порядок. У инициатора сразу нашлись единомышленники, жители внесли в общую кассу по 150–200 рублей. Проблема решается: из восьмисот метров более чем на половине уже можно спокойно проехать. Правда, таких инициатив в области можно сосчитать на пальцах одной руки. Большинство продолжает звонить на прямые линии и требовать, чтобы дорогу им отремонтировали в первую очередь. 

Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»

nvakulich2016@mail.ru


В ТЕМУ

До конца 2019 года в Могилевской области планируют капитально отремонтировать 126,1 километра дорог и 167,3 погонных метра мостов. 22 километра и 44 погонного метра соответственно — уже в нынешнем году. Такие цифры закреплены в региональном комплексе мероприятий по реализации в Могилевской области Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в стране на 2015—2019 годы, информирует сайт Могилевского облисполкома. Документ утвердили депутаты на внеочередной двадцать пятой сессии областного Совета депутатов.

За три ближайших года построят и реконструируют 9,3 километра дорог (в 2017-м — 7,3 километра) и 30,6 погонного метра мостов (30,6 погонного метра). Текущий ремонт ожидает 457,3 километра транспортных путей (103,7 километра в нынешнем году) и 451,6 погонного метра мостов (59,9 погонного  метра). В целом поддерживать эксплуатационное состояние собираются более чем на 10 тысячах 800 километрах проезжей части. Отдельной задачей депутаты выделили улучшение транспортно-эксплуатационного состояния местных автомобильных артерий.

Лесовозы оставляют разбитые корыта


Уже полгода около 80 километров асфальтовых и 140 — грунтовых дорог Минской области испытывают повышенную нагрузку лесовозов, которые вывозят древесину с буреломных делянок и промежуточных складов Смолевичского и Червенского лесхозов. Только в Смолевичском лесхозе работает 1,5 тысячи человек и 400 единиц техники, из которых 150 — лесовозы. Примерно треть из них двигается по шестикилометровому участку дороги Р-69, что находится в самом эпицентре июльского урагана – между деревней Пекалин и агрогородком Драчково. 

Полотно с каждым днем все больше разбивается и проседает. В так называемые корыта превращаются дороги с грунтовым покрытием. Сейчас ситуацию спасает мороз, но с приходом оттепели вновь многие участки превратятся в непроходимое болото.  Перепады температур только усиливают эффект «старого бабушкиного одеяла», которое расползается на глазах.

В очередной раз составлены акты обследования, где определены дороги, их протяженность, нанесенный ущерб, сообщил начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения КУП «Минскоблдорстрой» Андрей Шишов:

— Мы, конечно, латаем ямки, но это ничего не дает – люди постоянно жалуются. Ресурсов, которые планово выделяются на содержание дорог, недостаточно для таких целей. На данный момент на восстановление местной сети необходимо 7 миллионов, республиканской — 4 миллиона рублей. 

Последние лесовозы уйдут с задействованных участков не раньше апреля. И только тогда можно начинать ремонт. Хотя до сих пор остается открытым вопрос:  за чей счет? Денег не хватает ни у лесхозов, ни у дорожных служб. В Совет Министров направлено письмо за подписью председателя Минской областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Сергея Невмержицкого с описанием сложившейся ситуации и просьбой выделить дополнительные финансы на восстановление поврежденной дорожной сети. 

К слову, дорожники попали в ситуацию дежавю: при строительстве второй кольцевой движение такой же большегрузной техники нанесло урон местной сети дорог.

— В деревне Пятилетка Смолевичского района жители даже перекрыли улицу из-за того, что по ней двигались тяжелые самосвалы, и та превратилась в сплошное месиво грязи, — напомнил начальник управления производства работ и содержания дорожной сети РУП «Минскавтодор-Центр» Дмитрий Демидович. – Но решение нашли: после прокладки второй МКАД все покрытия были восстановлены за счет средств, выделенных на строительство кольцевой. Точно так же и здесь, надеюсь, при поддержке лесхозов нам удастся восстановить эти дороги.

Елена КЛИМОВИЧ, «СГ»

klimovich@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Дмитрий Краев
Дорожники жалуются на отсутствие денег на ремонт дорог. Да ладно вам, господа. Глядя на так называемый "ремонт", когда ОБЯЗАТЕЛЬНО в грязь, снег или дождь асфальт или его аналог закидывается в неочищенные и необработанные ямки и ямищи. Чтобы ОБЯЗАТЕЛЬНО через день-другой оказаться на обочине и вновь обнажить автомобилистам прежние ямы и ямищи.Я прихожу к выводу, что вам просто некуда эти самые деньги девать. Проживая в сельской местности и проезжая по одному и тому же маршруту более 8 лет, я наизусть знаю все ямы и выбоины. И за всё это время ни одна из них не была КАПИТАЛЬНО отремонтирована. Лишь по выше описанному методу. Сколько денег ушло на такое вот "латание" одному Богу известно. А ямы и нынче там.Как и дорожники с лопатами, достойными зарплатами и полным отсутствием ответственности.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?