Премьер-министр Роман Головченко — об импортозамещении, логистике, поведении Запада и развитии регионов

С акцентом на развитие

Работе каких отраслей или отдельных компаний уделяется особое внимание? Как обстоят дела с внешнеэкономической деятельностью и переориентацией товарных потоков на Восток? Получат ли финансовую поддержку импортозамещающие предприятия? Какие проекты уже реализуются в регионах? На эти и другие вопросы ответил Премьер-министр Беларуси Роман Головченко в эфире программы «Вопрос номер один».


Политика и бизнес — вещи разные

Начать, пожалуй, стоит с главного: диверсификации экспорта, объемов поставляемой продукции  и, что интересно, увеличения закупок белорусской продукции отдельными странами Евросоюза.

 — Раньше мы планировали развивать экспорт по формуле 30—30—30 (треть поставок в ЕАЭС, треть — в ЕС и треть — в страны дальней дуги), но текущая ситуация кардинально отличается от прежней. Сейчас, наверное, уже неактуально говорить о какой-то жесткой формуле. Но это не значит, что мы складываем все наши экспортные ресурсы в одну корзину. Абсолютно нет. Однако мы видим потенциал тех рынков, которые мы, может быть, недоосваивали с учетом нашей линии на сбалансированное развитие экспорта во все регионы, — отметил Роман Головченко.

Он обратил внимание, что за последние годы было снято много барьеров, которые препятствовали наращиванию поставок на российский рынок.

TVR.BY

— Это была титаническая работа всей вертикали власти — от Правительства до министерств и концернов. И это было сделано очень своевременно. Именно поэтому мы ставим задачу по выходу в этом году примерно на 40-процентное увеличение экспорта в Российскую Федерацию и другие страны ЕАЭС. Но при этом никто рынки в Европе и Америке со счетов не сбрасывает, — обращает внимание Премьер-министр.

Напомним, что на недавнем заседании Совета Министров Глава государства поставил задачу восполнить упущенную выгоду за счет переориентации экспорта, при этом подчеркнул, что активизировать сотрудничество следует и с так называемыми недружественными странами.

— Несмотря на введение этими государствами эмбарго на ряд белорусских экспортных позиций (деревообработка, металлопродукция, нефтепродукты, минеральные удобрения), мы все равно продолжаем торговать с Евросоюзом. При этом с некоторыми странами у нас за первое полугодие экспорт даже вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Польша, Чехия, Испания и еще несколько государств увеличили закупку нашей продукции, — сообщил Роман Головченко.

Драматизировать не стоит

Премьер-министр подчеркнул: несмотря на то, что звучит из уст западных политиков, есть люди, которые сохранили трезвую оценку ситуации:

— Это, конечно, бизнес — и частные, и государственные компании. Да, на них оказывается серьезное давление — я это называю психополитическими маневрами. Но, тем не менее, никто серьезно ни с нами, ни с российскими коллегами деловые отношения рвать не собирается.

По его словам, экспорт в Евросоюз за первое полугодие составил более 3 миллиардов долларов США.

— Я бы не стал драматизировать ситуацию. Да, она сложная, да, очень жесткие ограничения. Но вопрос в том, сколько европейским политикам удастся продержаться на таком курсе. А мы продолжаем работать с Европой, с Америкой — и с Северной, и с Южной. Но, конечно, сейчас наши взгляды устремлены на Восток и на Юг. Нам надо заместить выпадающий объем экспорта с рынка Западной Европы и Украины. Из того, что поставлялось в Украину за первое полугодие прошлого года (а это порядка 2,5 миллиарда долларов), мы уже переориентировали на другие рынки около 2 миллиардов. И темпы будем наращивать, — подчеркнул глава Правительства.

Вместе с тем сигналов о готовности Запада работать с Беларусью идет очень много.

— За полгода у нас экспорт в так называемые недружественные страны составил 3,5 миллиарда долларов, — сообщил Роман Головченко.

По его словам, это немало для 17 миллиардов долларов белорусского экспорта.


— Я думаю, что какое-то отрезвление все равно произойдет. Более того, сигналов о готовности работать с нами очень много. Вы видите, что санкции, которые вводятся и в отношении России, и Беларуси, рикошетом бьют по тем, кто это делает. Европа готовится к тяжелейшей зиме. Отказаться от газа, не отказаться, мыться реже, рекомендуют кондиционеры не включать и так далее. Дикость, — убежден Премьер-министр. — Допустим, белорусская топливная древесина, пеллеты, европеллеты так называемые помогли бы решить вопрос для населения. Поэтому я думаю, что очень скоро мы увидим определенные изменения. Знаете, человек всегда голосует, как говорится, холодильником.

Действие и противодействие

Вместе с тем со стороны Запада (точнее, политического руководства) все отчетливее звучат угрозы о «национализации» белорусской собственности в странах Балтии. Роман Головченко пояснил, каким будет зеркальный ответ на действия Евросоюза по отношению к белорусской собственности.

Напомним, во время совещания Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал принять меры в связи с тем, что белорусская сторона была фактически лишена собственности в клайпедском порту. Глава государства обратил внимание, что, помимо санкций в отношении транспортировки калия, Литва также фактически забрала собственность белорусского предприятия в Клайпеде. Как известно, с 2013 года «Беларуськалий» является собственником 30 процентов акций клайпедского терминала сыпучих грузов ВКТ. Кроме того, санаторий «Белоруссия» в латвийской Юрмале был вынужден прекратить работу из-за санкций.

Как пояснил Роман Головченко, решений о конфискации белорусского имущества в Клайпеде, Друскининкае или Юрмале пока не принято.

— Есть угрозы, заявления о планах по национализации, но пока в странах ЕС нет прецедентов по прямой конфискации или изъятию белорусского имущества. Мы, соответственно, пока тоже таких мер не принимаем, — отметил он.


Однако есть давление, ухудшение условий хозяйствования, ограничение возможностей проводить платежи:

— Для санаториев — ограничение принимать белорусских граждан. Для калийного терминала — невозможность захода для отправки товара. Синхронность наших действий подразумевает, что мы принимаем соответствующие меры. Определен достаточно обширный перечень компаний — юрлиц — резидентов Беларуси, долями в которых обладают резиденты из недружественных стран. Мы наложили запрет на отчуждение этих долей. Хочешь работать в Беларуси — пожалуйста, работай, никаких препятствий не будет, но если вдруг собрался бросить все здесь, убежать и увезти деньги — извините. Пока такое отношение к нам, такие же меры будем принимать и здесь, — заявил Премьер-министр.

По его словам, если страны Балтии пойдут дальше, материализуют свои угрозы по конфискации, национализации и так далее, белорусская сторона тут же отзеркалит эти меры и на территории нашей страны.

О логистике в условиях санкций

Сейчас главная задача белорусской экономики — сохранить уровень, достигнутый в минувшем году. Задача напряженная, но выполнимая. Главное — перенастроить цепочки: потребителей, поставок, расчетов. Важным звеном в этом оказалась логистика. По мнению Премьер-министра, именно она подверглась сложнейшим вызовам в период экономического давления.

— Началось все с пандемии, потом авиационная отрасль пострадала абсолютно беззаконно. После этого автомобильные перевозки, затем морские. Нужно было принимать оперативные и серьезные меры, чтобы восстановить возможность транспортировки товаров. Считаю, что с этой задачей мы пока справляемся достаточно успешно, — считает Роман Головченко.

Он отметил, что переориентация экспорта требует и перекройки основных торговых маршрутов:

— Сейчас мы едем в российские порты — и северные, и южные — автомобильным транспортом, в Китай — железнодорожным и автомобильным — в сторону Персидского залива, в страны Среднеазиатского региона. Летаем, лавируя между всеми запретными зонами. Сейчас, в принципе, проблем с отправкой или вывозом белорусской продукции нет. Работаем дальше по снижению стоимости, — рассказал Премьер-министр.

Пока узким местом, по его оценке, остается недостаточная развитость железнодорожной инфраструктуры в сторону Китая, Вьетнама, Мьянмы и других стран:

— Поэтому сейчас совместно с российскими и казахстанскими коллегами работаем над тем, чтобы организовать сбалансированные поставки в этих направлениях из наших трех государств, не закупоривая это узкое горлышко, которое пока существует в том направлении, — обратил внимание глава Правительства.


Что касается морского транспорта, Беларусь сейчас работает с девятью портами России (как на Балтийском и Баренцевом морях, так и в черноморских портах).

— Мы построили логистические маршруты в этом направлении, у нас хорошие тарифы. Российские порты готовы к приему наших грузов. А строительство своей инфраструктуры в Российской Федерации оптимизирует для нас вопросы стоимости услуг по перевалке грузов. Причем мы говорим о собственных мощностях не только для белорусской продукции, это коммерческий проект. Сделка находится в завершающей стадии. Уже сейчас через ту локацию, которая будет белорусской, осуществляются поставки грузов, — проинформировал Роман Головченко.

По словам Премьер-министра, один из портов будет базовым. Кроме того, в планах создание отдельных перегрузочных мощностей и в других портах.

— Чем интересен для белорусской стороны тот же Мурманск? Свободным выходом в мировой океан, не завися от того, будут проливы закрываться или нет. С Балтики есть одно узкое горлышко, чтобы выйти в океан, а из Мурманска — свободный выход как в Атлантический океан, так и по Северному морскому пути в Тихий океан, — разъяснил Роман Головченко.

Проекты по импортозамещению

Продолжая тему сотрудничества с восточным соседом, Роман Головченко подробно рассказал, какие импортозамещающие проекты будут реализованы за счет кредитных ресурсов Российской Федерации.

Напомним, как сообщалось ранее, Россия выделит 1,5 миллиарда долларов на участие Беларуси в программах импортозамещения:

— Сейчас правительства отрабатывают два направления. Первое — непосредственно кредитное соглашение, условия предоставления ресурсов. Второе — самое важное — перечень проектов, которые будут реализовываться, в том числе с привлечением этих средств.

Премьер-министр напомнил — импортозамещение никогда не уходило с повестки дня, просто оно не было таким масштабным:

— Но в реальности инвестиции в импортозамещающие проекты внутри нашей страны ежегодно исчисляются миллиардами рублей.

Что касается обозначенного направления, то одним из ключевых элементов является то, что продукция, которая будет выпускаться в рамках его реализации, имеет высокую потребность как у белорусских, так и у российских производителей. Именно по этому критерию определены первых три проекта, — сообщил Премьер-министр.


Первый из них — производство светового оборудования для автомобильной техники. Проект реализуют в Руденске на базе одного из белорусских предприятий, где станут выпускать современную светодиодную оптику для всех видов транспортных средств. Второй проект — создание тормозных систем с элементами ABS, EBS, т.е. антипробуксовочная система, система устойчивости на дороге. Третий — кольцераскатное производство, которое также используется в автопроме. Его будет реализовывать БЕЛАЗ на базе одного из предприятий в Оршанском регионе.

— Собственно, его мы уже начали реализовывать, не дожидаясь кредитных ресурсов, мы начинаем сами финансировать. Если кредитные ресурсы придут своевременно, мы просто добавим их в этот инвестиционный котел, — отметил глава Правительства.

По его словам, есть целый пул проектов, который планируется реализовать на базе ОАО «АМКОДОР».

Также Роман Головченко прокомментировал тему упаковки для молока и отметил необходимость заняться собственным производством аналога тетрапака.

Развитие регионов

К слову, на заседании Совмина (состоялось на прошлой неделе под председательством Главы государства) Роман Головченко рассказал об инициативе Правительства по определению проектов, которые должны вдохнуть новую жизнь в развитие регионов. В частности, речь идет о том, что на основе карты индустриализации, разработанной Минэкономики, исходя из местных условий и преимуществ, Правительство само будет определять проекты и обязывать реализовывать их в регионах. Премьер-министр пояснил:

— В каждом регионе, в каждом населенном пункте должны создаваться современные производства. К сожалению, не во всех регионах просматривается готовность и, самое главное, осознанность того, что собираются они делать. Мы решили пойти таким путем: если снизу такие предложения не рождаются, то они придут сверху, — рассказал Роман Головченко.


Здесь нет никакого волюнтаризма, никакой кампанейщины, подчеркнул Премьер-министр:

— Мы видим, чего нам не хватает по импортозамещению. И мы сопоставляем потребности, допустим, машиностроения, других секторов экономики с потенциальными возможностями, которые есть в этих регионах. Что у них по рабочей силе, какие производства недозагружены. Соответственно, исходя из этого, и сейчас эта работа ведется, будут формироваться инвестиционные предложения, которые пойдут уже, условно говоря, от республики. Задача регионов будет их развернуть. Это такая живая материя экономики, которая как раз сейчас и сопрягается.

Происходит оздоровление экономики

Давая оценку текущей ситуации в мировой экономике и прогнозам на будущее, глава Правительства пояснил:

— По моей личной оценке, происходит определенное оздоровление мировой экономики, конечно, с тяжелыми последствиями для отдельных государств, но в целом это имеет очищающее воздействие на мировую экономику. Почему? Потому что страны, которые созрели для того, чтобы играть важную роль в мировой политике и экономике, выходят из-под диктата отдельных государств и все громче говорят о том, что с их интересами надо считаться. Строится неамериканоцентричная экономическая модель.

Он также обратил внимание на то, что мир уходит от гегемонии доллара, нарастает роль и вес регио­нальных валют в расчетах.

— Приходит осознание того, что валюта ценна тем, не что на нее можно купить, а каким товаром она обеспечена, — подчеркнул Роман Головченко. — Поэтому эти процессы, может быть, не очень видны, потому что растянуты во времени. Тем не менее мир станет более здоровым, это однозначно. Появятся новые центры силы, балансировка интересов. В том числе для Беларуси это важно, потому что мы всегда (всю нашу независимость) пытались отстаивать право наций и государств (в том числе малых и средних государств) на самостоятельный путь развития, — отметил Роман Головченко и в подтверждение этому привел происходящие события. — Мы были правы в своих посылах и в том, что говорили мировому сообществу, которое нас не хотело слышать или не хотело слушать.


И в этой связи он напомнил: мы не одиноки, у нас есть мощные союзники, в первую очередь Российская Федерация — страна, которую невозможно игнорировать. И то, что делает Запад — сделать вид, что России нет, — это невозможно. Мы чувствуем себя уверенно в этом таком союзе, который мы имеем с нашим ближайшим партнером, — подчеркнул Премьер-министр.

В завершение разговора Роман Головченко пояснил, какой вопрос номер один стоит на повестке дня Правительства и лично Премьер-министра:

— У меня в последнее время (да и всей команды) вопрос номер один, который я ежедневно задаю, когда работаю с документами, слушаю доклады: «Все ли сделано, что может быть сделано?» Самое главное сейчас — не упустить ни толики возможности.

По материалам БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter