Еще лет 15 назад личный автомобиль считался для многих непозволительной роскошью. Он был доступен только тем, кто смело называл себя хозяином жизни... Естественно, что в то время вопрос, как утилизировать ставшую ненужной технику, не стоял, да и сама мысль выкинуть, пусть и старое, авто звучала кощунственно. Особо страждущие умельцы, колдуя над запчастями, собирали самоходные аппараты. Что же происходит сейчас? Представляете, один из читателей, неизвестно как узнав, что готовится материал по утилизации машин, звонит и чуть ли не умоляет: "Заберите у меня "Запорожец", бесплатно. Я за руль не сажусь, мне он не нужен, только место перед домом занимает. Не подумайте ничего плохого, он нормальный, на ходу. Куда я только не обращался, чтобы помогли цивилизованно избавиться от этой собственности..." Действительно: дожили. Задаром машины отдают, а брать никто не хочет. Однако шутки в сторону. За этим вроде бы курьезным случаем стоит по-настоящему серьезная проблема.
Конечно, большинство автолюбителей, постоянно латая, закрашивая, заваривая и время от времени реанимируя своего "железного коня", продлевают ему жизнь на достаточно долгое время. Но предел все же есть всему, и наступает такой момент, когда хозяин, его друзья и близкие вынуждены констатировать: все, больше этот металлолом сам с места не сдвинется. Вот тут-то и возникает вопрос: а что с этой грудой железа делать?
В советские времена решение могло быть простым и эффективным, надо было только шепнуть пионерам, что там-то во дворе лежит ненужная железяка, и ее сразу же хватали и с песнями несли сдавать на металлолом. И двор чистый, и пионеры довольны - план выполнили. Да вот незадача - где же нынче тех пионеров-то сыскать?..
В столице на сегодняшний день есть вроде бы единственное место, куда можно сдать ненужное авто, - РУП "Минский завод "Вторчермет" в Гатово. К сожалению, дозвонившись до завода, корреспондент "СБ" был сильно разочарован. Оказывается, завод "Вторчермет" с частными лицами не работает, посоветовали обратиться в заготконторы УП "Минсккоопвторресурсы". Заготовительные отделения унитарного предприятия есть в каждом районе города. Однако, обзвонив несколько из них, корреспондент "СБ", предлагая принять на утилизацию машину, ни разу не услышал радостного ответа приемщика. Почему-то все под разными предлогами старались не принимать такое "счастье". В конце концов, официально представившись, удалось разговорить одного из приемщиков, причем с условием соблюдения строгой конфиденциальности.
Первое, чем меня огорошил собеседник, - просто так в утиль они автомобили не принимают. Необходимо полностью машину разукомплектовать, то есть сдать можно лишь "голый" кузов. Обшивку, резину и прочие неметаллические мелочи необходимо самому открутить и куда-нибудь выкинуть. А теперь представьте: вы дня два, не расставаясь с отверткой и плоскогубцами, разбираете перед домом машину (хорошо, если вы технарь и знаете, в какую сторону откручиваются гайки, а если нет?..). В конце концов на асфальте оказывается чистый остов, а как же его доставить в заготконтору? Ответ: как хотите, так и доставляйте, - ваши трудности. Ладно. Предположим, как-то дотянули. Приемщик показывает вам место, где можно сгрузить железо, и прощается. Если вдруг вы непроизвольно воскликнете: "А деньги!", то почти гарантированно услышите в ответ: "Какие деньги?"
Дело в том, что в Гатово металлолом принимают из расчета 12 рублей за килограмм. Кузова хотя и выглядят объемными, но на самом деле довольно легкие, поэтому больших денег на них не заработаешь, а хлопот достаточно много. Вот и считают приемщики: то, что они забрали остов, - уже великое одолжение.
А теперь задумайтесь, какой нормальный человек захочет связываться с такой волокитой? Намного проще позвонить в одну из частных фирм, занимающихся перевозкой аварийных машин, и они тысяч за 25 заберут надоевшее авто без всякой разукомплектации и выгрузят его где-нибудь в лесочке или... на импровизированной свалке недалеко от завода "Вторчермет". Того самого, который с частными лицами не работает. А можно и просто сделать вид, что ржавеющий под окнами или на дороге автомобиль - не ваш и никакого дела до него вам нет. И тогда эта груда железа становится головной болью ЖЭСов, ГАИ, исполкомов.
Вообще-то ситуация с утилизацией машин парадоксальная и непонятная. С одной стороны, на "Вторчермете" говорят, что им нужен металлолом, для ГАИ брошенные машины - бельмо на глазу, ЖЭСам они мешают нормально убирать территорию. С другой - никто не хочет взять на себя инициативу по реальному решению этой проблемы. Неужели мы настолько богаты, что нам дешевле завалить пригородные леса металлоломом - и пускай он там ржавеет, - нежели собрать его и сделать что-то полезное?
Ржавые джунгли
Еще лет 15 назад личный автомобиль считался для многих непозволительной роскошью.