Ржавые джунгли

Еще лет 15 назад личный автомобиль считался для многих непозволительной роскошью.
Еще лет 15 назад личный автомобиль считался для многих непозволительной роскошью. Он был доступен только тем, кто смело называл себя хозяином жизни... Естественно, что в то время вопрос, как утилизировать ставшую ненужной технику, не стоял, да и сама мысль выкинуть, пусть и старое, авто звучала кощунственно. Особо страждущие умельцы, колдуя над запчастями, собирали самоходные аппараты. Что же происходит сейчас? Представляете, один из читателей, неизвестно как узнав, что готовится материал по утилизации машин, звонит и чуть ли не умоляет: "Заберите у меня "Запорожец", бесплатно. Я за руль не сажусь, мне он не нужен, только место перед домом занимает. Не подумайте ничего плохого, он нормальный, на ходу. Куда я только не обращался, чтобы помогли цивилизованно избавиться от этой собственности..." Действительно: дожили. Задаром машины отдают, а брать никто не хочет. Однако шутки в сторону. За этим вроде бы курьезным случаем стоит по-настоящему серьезная проблема.

Конечно, большинство автолюбителей, постоянно латая, закрашивая, заваривая и время от времени реанимируя своего "железного коня", продлевают ему жизнь на достаточно долгое время. Но предел все же есть всему, и наступает такой момент, когда хозяин, его друзья и близкие вынуждены констатировать: все, больше этот металлолом сам с места не сдвинется. Вот тут-то и возникает вопрос: а что с этой грудой железа делать?

В советские времена решение могло быть простым и эффективным, надо было только шепнуть пионерам, что там-то во дворе лежит ненужная железяка, и ее сразу же хватали и с песнями несли сдавать на металлолом. И двор чистый, и пионеры довольны - план выполнили. Да вот незадача - где же нынче тех пионеров-то сыскать?..

В столице на сегодняшний день есть вроде бы единственное место, куда можно сдать ненужное авто, - РУП "Минский завод "Вторчермет" в Гатово. К сожалению, дозвонившись до завода, корреспондент "СБ" был сильно разочарован. Оказывается, завод "Вторчермет" с частными лицами не работает, посоветовали обратиться в заготконторы УП "Минсккоопвторресурсы". Заготовительные отделения унитарного предприятия есть в каждом районе города. Однако, обзвонив несколько из них, корреспондент "СБ", предлагая принять на утилизацию машину, ни разу не услышал радостного ответа приемщика. Почему-то все под разными предлогами старались не принимать такое "счастье". В конце концов, официально представившись, удалось разговорить одного из приемщиков, причем с условием соблюдения строгой конфиденциальности.

Первое, чем меня огорошил собеседник, - просто так в утиль они автомобили не принимают. Необходимо полностью машину разукомплектовать, то есть сдать можно лишь "голый" кузов. Обшивку, резину и прочие неметаллические мелочи необходимо самому открутить и куда-нибудь выкинуть. А теперь представьте: вы дня два, не расставаясь с отверткой и плоскогубцами, разбираете перед домом машину (хорошо, если вы технарь и знаете, в какую сторону откручиваются гайки, а если нет?..). В конце концов на асфальте оказывается чистый остов, а как же его доставить в заготконтору? Ответ: как хотите, так и доставляйте, - ваши трудности. Ладно. Предположим, как-то дотянули. Приемщик показывает вам место, где можно сгрузить железо, и прощается. Если вдруг вы непроизвольно воскликнете: "А деньги!", то почти гарантированно услышите в ответ: "Какие деньги?"

Дело в том, что в Гатово металлолом принимают из расчета 12 рублей за килограмм. Кузова хотя и выглядят объемными, но на самом деле довольно легкие, поэтому больших денег на них не заработаешь, а хлопот достаточно много. Вот и считают приемщики: то, что они забрали остов, - уже великое одолжение.

А теперь задумайтесь, какой нормальный человек захочет связываться с такой волокитой? Намного проще позвонить в одну из частных фирм, занимающихся перевозкой аварийных машин, и они тысяч за 25 заберут надоевшее авто без всякой разукомплектации и выгрузят его где-нибудь в лесочке или... на импровизированной свалке недалеко от завода "Вторчермет". Того самого, который с частными лицами не работает. А можно и просто сделать вид, что ржавеющий под окнами или на дороге автомобиль - не ваш и никакого дела до него вам нет. И тогда эта груда железа становится головной болью ЖЭСов, ГАИ, исполкомов.

Вообще-то ситуация с утилизацией машин парадоксальная и непонятная. С одной стороны, на "Вторчермете" говорят, что им нужен металлолом, для ГАИ брошенные машины - бельмо на глазу, ЖЭСам они мешают нормально убирать территорию. С другой - никто не хочет взять на себя инициативу по реальному решению этой проблемы. Неужели мы настолько богаты, что нам дешевле завалить пригородные леса металлоломом - и пускай он там ржавеет, - нежели собрать его и сделать что-то полезное?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter