Ржавчину убирают рашпилем

Шесть лет и шесть месяцев лишения свободы, конфискация имущества, лишение права в течение 5 лет занимать должности в органах власти и госуправления. Это цена взятки, определенная судом для бывшего первого заместителя главы администрации Фрунзенского района Минска.
Шесть лет и шесть месяцев лишения свободы, конфискация имущества, лишение права в течение 5 лет занимать должности в органах власти и госуправления. Это цена взятки, определенная судом для бывшего первого заместителя главы администрации Фрунзенского района Минска. За "благоприятное решение вопросов" господин Судас "взял" материальных ценностей на сумму 17.261.378 руб. После приговора 20 миллионов взысканы в пользу потерпевших, доход государства, на госпошлину и судебные издержки. Конфискованы дом (340 кв. м), земельный участок, четыре иномарки.

Стоила ли овчинка выделки? Уверена, что зампредседателя Оршанского горисполкома г-н Мельников, получивший за взятку в 1.000 долларов 8 лет с конфискацией, на этот вопрос сейчас ответил бы однозначно. Как и 24 сотрудника таможни "Западный Буг", чьи незаконные действия нанесли стране ущерб на 3 миллиарда 970 миллионов. Итогом стали от 4 до 7 лет лишения свободы, которые получили 10 особо предприимчивых таможенников. И сроки поменьше - для остальных. Все - с конфискацией имущества и лишением специальных званий.

Коррупция и взятка - близнецы-братья. И особой разницы в десятке, сунутой гаишнику, "Мерседесе", подаренном высокопоставленному чину "за труды", и зарубежном счете от "благодарных просителей" нет. И то, и другое, и третье Уголовным кодексом квалифицируется одинаково: "взяточничество". А дальше - нюансы. Размер ущерба, сумма конфискации и компенсации, срок по совокупности преступлений. Статистика бесстрастна: за 10 месяцев этого года как "злоупотребление властью или служебными полномочиями" расценены 299 преступлений, зафиксировано 1.228 служебных подлогов, 997 хищений путем злоупотребления служебным положением и зарегистрировано 1.354 случая взяточничества. По данным прокуратуры, к разряду "коррупционных" можно отнести около трех процентов всех совершаемых преступлений.

Эксперты не делят коррупцию на "низовую" и "верхушечную". И моральная нечистоплотность высокопоставленных персон, и крохоборство местечковых бюрократов одинаково опасны для государства. Но и крохоборы, и игроки "по-крупному" одинаково порождают недоверие населения к органам власти, проводимым реформам, ограничивают действие закона и эффективность экономики. Кроме того, это и серьезный вызов экономической безопасности страны. Проверки правоохранительных органов показывают, что коррупция проникла во многие сферы экономики. Преступления зафиксированы в кредитно-финансовой системе, топливно-энергетическом комплексе, строительстве... И когда Президент требует бескомпромиссной борьбы с коррупцией и взяточничеством, особенно среди государственных служащих, это воспринимается не как лозунг, а как непременное условие нормальной жизни.

В этом контексте интересное социсследование провел НИСЭПИ. Я далека от мысли, что его итоги в полной мере отражают состояние дел. Но то, что это серьезный факт к размышлению, - очевидно. Так вот, социологи пришли к выводу, что чаще всего приходится давать взятки (деньги или подарки) медработникам (30,5 процента), чиновникам (17,7 процента), сотрудникам правоохранительных органов (15,3) и работникам образования (13,3). Причем (вот он - "синдром маленького человека"!) взятки и подарки здесь дают и берут обычно не за обход закона и чаще всего даже не за какие-то особые неположенные преференции. А за то, чтобы чиновник (или бюрократ из ЖЭСа, сферы образования, медицины) просто оперативно и грамотно выполнил свою же работу. Так сказать, материальный стимул, без которого решение элементарных вопросов превращается в "хождение по мукам".

Полагаю, подобные опросы-вопросы отражают скорее периферийную коррупцию, бытовое мздоимство. Но и с этой, как выразился Президент, "ржавчиной" необходимо бороться. Убеждение Главы государства "все идет от кадров" разделяют большинство людей. Около 40 процентов наших сограждан уверены: самый действенный способ борьбы с коррупцией - это ужесточение контроля и повышение ответственности чиновников. 7 процентов верят в воспитательные меры, а 17 надеются, что от соблазна чиновника убережет повышение зарплаты... Что ж - цифры говорят сами за себя. Но вне поля зрения остается, на мой взгляд, важнейший аспект. Лечить болезнь надо с выявления всех причин. Так вот для начала, думаю, каждому из нас надо знать свои права. И не забывать, что "стимул" с латинского это все-таки "палка", а не пресловутые борзые щенки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter