Ржавчина на «золотом кольце»

Дождется ли уникальная усадьба инвестора?

Дождется ли уникальная усадьба инвестора?


Ляховичскому району повезло: на его территории находятся 14 усадебно–парковых ансамблей, самые известные из них — парки Репихово и Своятичи, усадьбы в Грушевке, Флерьяново и Наче. С этими местами связаны имена Яна Чечота, Янки Чабора, Элизы Ожешко. А что, как не имя, история, связанная с конкретной личностью, привлекает туристов в такие края?


Грушевка Рейтана


Не ошибусь, если скажу, что самым посещаемым местом в районе была и остается Грушевка — деревня, где сохранились практически в первозданном виде усадебный дом и хозяйственные постройки. Последние их хозяева — знаменитые Рейтаны, выходцы из немецкой земли, поселившиеся недалеко от Ляховичей в начале XVII столетия. Когда–то двухэтажная деревянная усадьба потрясала красотой и уникальным убранством внутренних покоев: росписью стен, разной в каждом зале и комнате, неповторимой укладкой паркета. Даже конюшни, ледник и оранжерея поражали своей необычностью.


Кроме истории архитектурной, есть у этого места история политическая. Свои последние годы в грушевской усадьбе провел Тадеуш Рейтан, участник «разделительного» сейма в Варшаве. Тот самый, который остро переживал судьбу Речи Посполитой и пытался сорвать незаконный, по его мнению, сейм. А когда попытки эти не увенчались успехом, Рейтан, не выпуская депутатов из зала заседаний, лег перед выходом со словами: «Убейте меня, но не убивайте Отчизну!» Последние несколько лет жизни Рейтан провел в маленьком флигеле, расположенном неподалеку от усадьбы и сохранившемся до нашего времени. Предание гласит, что, вернувшись в Грушевку, он настолько был угнетен произошедшим разделом государства, что заперся в подвале флигеля, превратив его в домашнюю тюрьму, и провел там долгих 8 лет.


— Скорее всего, это просто легенда, — считает Сергей Черенович, член Белорусского союза художников, краевед, исследователь истории и ярый защитник усадьбы в Грушевке. — Думаю, Рейтан переживал судьбу государства как свою собственную, был в депрессии и просто уединился в этом домике. Вполне человеческий и понятный поступок...


На семи ветрах


Грушевка, как и находящиеся неподалеку Заосье и Новогрудок, одно из немногих в стране мест, одинаково ценных для истории Беларуси и Польши, своеобразная туристическая Мекка для тех, кто помнит не такую уж и давнюю историю Европы, завязавшую судьбы славянских народов в непростой узел.


Оттого и грустно, что усадьба находится даже не в запустении — в состоянии просто плачевном, хотя о судьбе Грушевки писали многие издания, и «СБ» в том числе. Все так же ветшает конюшня, используемая как хозпостройка местным сельхозпредприятием, все так же разрушают дожди и ветер усадьбу — окна в ней ничем не закрыты: сыпется на пол обивка стен со старой «аутентичной» росписью, коробится уникальный паркет, совсем рассыпались ступеньки крыльца. Спасибо школе и сельсовету, хотя бы в парке периодически выкашивается бурьян...


— То, что происходит в Грушевке, — беда! Спасать надо, что осталось, и срочно, — не устает твердить Сергей Черенович.


Кстати, еще 3 года назад нашелся инвестор, который был готов оплатить «реанимацию» Грушевки. Поддержку ему оказывал Брестский региональный трансграничный центр. Заинтересованные инвесторы из Западной Европы были готовы вложить в реставрацию усадьбы до 10 миллионов евро. Планировалось, что дом превратится в комфортабельную туристическую гостиницу со всеми удобствами и отделкой, бережно повторяющей старинные росписи стен. Рядом, в капитальных конюшнях, разместилась бы конноспортивная школа, на берегах пруда хотели оборудовать пляжи и места для рыбалки. От Грушевки, кстати, рукой подать до Несвижа, Новогрудка, озера Свитязь, музея Адама Мицкевича в Заосье. Недалеко до Жировичей и Слонима, Ружан и Мирского замка. Чем не центр своеобразного «золотого кольца» страны?


Дело было за малым — требовалось предоставить инвесторам акты на землю и планы зданий исторического комплекса. Малое, казалось бы, препятствие оказалось непреодолимым. Никаких планов усадьбы не существует, если и были какие–нибудь бумаги, то давным–давно сгинули в пожарах войн, не раз проносившихся по этой земле.


— Возобновление документации стоит немалых денег, по самым скромным подсчетам, около 40 тысяч долларов. Кто вложит такие деньги в призрачную идею, которая может воплотиться в жизнь, а может и нет... — рассуждает Черенович. Неравнодушному знатоку истории земли Ляховичской пока только и остается, что водить к историческим развалинам многочисленные экскурсии да хмуро молчать в ответ на недоуменные вопросы заезжих поляков: когда же в Грушевке наконец будет порядок?..


— Пока в районе подготовлен пакет проектно–сметной документации на восстановление каплицы — усыпальницы Рейтанов. Осталось найти средства для реставрации, — объяснил мне по телефону заместитель председателя Ляховичского райисполкома Владимир Крук, когда я обратилась к нему с вопросами о судьбе Грушевки. — Увы, с усадьбой дела обстоят намного хуже. Ее реставрацию району не потянуть. Мы бы и за одну базовую величину права на нее передали, лишь бы нашелся тот, кто приведет в надлежащий вид этот уникальный комплекс исторических зданий...


Остается только надеяться, что к тому времени, когда вотчиной Рейтанов заинтересуются инвесторы, в Грушевке еще будет что восстанавливать...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter