Альберт Филозов играл на «Беларусьфильме» в картинах Валерия Рубинчика, Леонида Нечаева, Михаила Пташука

Рыжий, честный, влюбленный

Эти летние дни — повод вспомнить замечательного мастера экрана и сцены народного артиста России Альберта Филозова. 25 июня ему исполнилось бы 85 лет, а всего было отмерено 78 — он ушел от нас в апреле 2016-го. Без него трудно представить советское кино. Ощутим вклад актера и в картины, снятые на «Беларусьфильме».

Кадр из фильма «Избранница»

Галерея ярких образов

Много лет Филозов был одним из самых востребованных советских лицедеев. Фильмы с его участием становились кинохитами на долгие годы: «Вам и не снилось…», «Тегеран-43», «Мэри Поппинс, до свидания», «Васса», «Человек с бульвара Капуцинов», «Ночные забавы» и другие.

Заметный след оставил Альберт Леонидович и в белорусском кинематографе. Неповторимые эмоциональные ноты он привнес в шедевр Валерия Рубинчика по повести Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха», в изысканные и остроумные сказки Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный» и «Не покидай…». Даже эпизод в детективе Михаила Пташука «В августе 44-го…», где Филозов сыграл интеллигентного овощевода, многим запомнился.

Приезжал актер в Минск и на гастроли с любимым театром «Школа современной пьесы», в котором с удовольствием работал с 1989 года до конца жизни.

«Мэри Поппинс, до свидания».

«Курица — не птица…» 

Завтра, в день рождения Альберта Филозова, на телеканале «Культура» увидим сказку «Черная курица, или Подземные жители» с его участием. «Возможность воплощений, превращений и переодеваний, открывшаяся здесь перед актером, не имеет себе равных на всем продолжении его актерской карьеры, — писала критика того времени. — «Черная курица...» оказывается фильмом чрезвычайно существенным для понимания филозовской тайны». А тайна эта действительно есть. Мы пытаемся разгадать ее и сегодня.
«Сейчас зритель — особенно в Москве — пошел избалованный, — сетовал Альберт Филозов. — Если раньше Петербург считался холодным, академическим, имперским городом, а Москва была городом душевным, то сейчас все переменилось. Как ни странно, столица отторгает многие сложные и умные вещи, размышления о происходящем. Москва жаждет развлечений. Даже в МХТ все спектакли теперь шибко развлекательные. То ли жизнь стала такая, то ли люди не хотят больше задумываться над проблемами»
На театральной сцене мне довелось видеть его дважды: в спектаклях «Чайка» и «Записки русского путешественника». Он был неподражаем и в роли Дорна, и в роли неврастеничного современника Алика, то и дело пускавшегося в романтические воспоминания. Работал в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского, Театре имени Ермоловой, Театре на Таганке и «Школе современной пьесы». Участвовал в знаменитой постановке Анатолия Васильева «Взрослая дочь молодого человека», ставшей предвестником чего-то важного и значительного в советском театре, новой интонации и стиля. Позже Васильев и Филозов еще раз поработают вместе над спектаклем «Серсо» по пьесе того же автора Виктора Славкина. Постановка соберет под свои знамена выдающийся состав исполнителей и станет легендой.

Вообще, театр всегда занимал важное место в жизни Альберта Леонидовича. Он всегда находил для него время, умудрился даже в сложные 1990-е не растратить себя по мелочам и проходным картинам.

«Вам и не снилось...».

Уральский самородок

Семья Филозова жила бедно, поэтому ему пришлось рано повзрослеть. Мать работала киномехаником в небольшом кинотеатре, и все новые фильмы будущий актер смотрел из аппаратной. А еще он занимался в пионерском хоре и мечтал стать певцом. Однако в подростковый период его прекрасный голос, который записывали для радиоконцертов, начал ломаться, поэтому продолжать занятия вокалом было бессмысленно. Записался в драмкружок, и со временем ему там понравилось. После седьмого класса перевелся в вечернюю школу и пошел работать на завод.

Судьба Филозова сделала крутой поворот, когда в родной Свердловск приехал легендарный МХАТ. Был объявлен набор в школу-студию при театре, и друзья уговорили его попробовать свои силы. Он очень сомневался и в своих способностях, и во внешних данных. Но неожиданно для самого себя прошел все три отборочных тура и после окончания учебы был принят в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского. Еще в студенческом спектакле на него обратили внимание начинающие режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов, искавшие исполнителя роли романтического героя в фильме «Ветер». Но тогда кинодебют не состоялся. (Через много лет Алов и Наумов позовут Филозова на роль колоритного злодея Шернера в политический детектив «Тегеран-43».) На третьем курсе молодой актер успешно прошел пробы к фильму «Зеленый фургон» Одесской киностудии, однако руководство МХАТа строго-настрого запрещало студентам сниматься в кино, поэтому во время подписания договора он сбежал обратно в Москву.

Штампам — бой!

Если в театре творческая судьба Филозова складывалась достаточно успешно, то в кино он долго не мог пробить себе дорогу. Только в 1968 году его утвердили на главную роль в фильме «Сыны Отечества». Зато после 35 лет в кинокарьере Альберта Леонидовича произошел стремительный взлет, и уже к концу 1970-х он стал одним из самых востребованных артистов. В 1972 году сыграл главную роль в картине «Вид на жительство». Актер обращал на себя внимание тем, что играл скупо, легко, сдержанно, на сильном контрасте того, что бурлило у героя внутри и выражалось внешне. Многим его персонажам были свойственны мягкая кошачья пластика и самоирония.

«Рыжий, честный, влюбленный».

В одном интервью Филозов признавался: «Не могу похвастаться большой зрительской любовью. Конечно, есть публика, которой нравится моя индивидуальность, и все-таки мне часто приходится бороться со зрителем за симпатию к себе и к своему персонажу. Именно поэтому я, быть может, менее заштампован».

Когда в 1990-х в кинематографе случился кризис, Альберт Филозов не остался без дела — его пригласили преподавать во ВГИКе. В 2007 году он дебютировал и как режиссер, поставив на сцене театра «Школа современной пьесы» совместно с Ольгой Гусилетовой пьесу Ксении Степанычевой «2 х 2 = 5». Похоже, название пьесы стало жизненным девизом артиста. Он верил, что в ней всегда есть место подлинному чуду.

КСТАТИ

Критик Нина Цыркун писала: «Ускользающая характерность как бы смытых черт, отрешенный взгляд белесоватых, почти прозрачных глаз — «знаковый» облик Альберта Филозова задал ему амплуа постороннего: иностранца (первая роль в кино — Отто Тальвиг из «Сынов Отечества») или чужого среди своих (инженер Петухов из телесериала «И это все о нем»). Впрочем, он и сам прекрасно понимает, что он «другой», и в стаю не тянется. Представитель редкого у нас племени перфекционистов, искатель совершенства — прежде всего в себе самом».

pepel@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter