Рыцарский роман

Молодая пара, увлекающаяся реконструкцией Средневековья, рассказывает о своей “двойной” жизни

Молодая пара, увлекающаяся реконструкцией Средневековья, рассказывает о своей “двойной” жизни

На городских праздниках и средневековых фестивалях мы нередко видим молодых людей и девушек в стародавних костюмах. Почему молодежи интересно воссоздавать материальную и духовную культуру Средневековья? Влияет ли их увлечение на обычную повседневную жизнь? Действительно ли юношам, которые создают рыцарские доспехи, свойственно рыцарское отношение к женщине как к прекрасной даме? Об этом корреспондент расспросила молодую дружную семью из Новополоцка Екатерину и Ярослава УСОВИЧ.

Машина времени

Екатерина — мастер-методист по керамике новополоцкого Центра ремесел и традиционной культуры, Ярослав работает слесарем по КИПиА на заводе “Полимир” ОАО “Нафтан”, учится заочно в Полоцком госуниверситете по специальности “промышленная электроника”. Кроме того, сейчас он является руководителем новополоцкого клуба исторической реконструкции “Чорны Война”. Екатерина, кстати, была одной из первых девушек, ставшей членом этого клуба.

Молодой человек, еще будучи школьником, увлекся исторической реконструкцией — воссозданием материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В Беларуси этот вид досуга появился в начале 1990-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлеченных историей, романтическим духом Средневековья и искусством. В новополоцком клубе восстанавливают костюмы и быт конца XIV — начала XV столетия.

— Когда мы участвуем в средневековых фестивалях, то как будто переносимся в другое столетие, — рассказывает Ярослав. — Стараемся максимально точно приблизиться к тому времени. С одной стороны, в интернете сегодня можно найти очень много информации о том, как именно все происходило и выглядело. Однако историки считают, что до нашего времени дошло не более одного процента информации об одежде, нравах, обычаях Средневековья.

— Очень интересно наблюдать, как перевоплощаются люди на рыцарских фестивалях, — подхватывает Екатерина. — В пятницу вечером все приезжают в обычной одежде, обустраиваются. Утром выглянешь из палатки в лагере, разбитом, к примеру, на Замковой горе в Браславе, где проходит фестиваль “Меч Брачыслава”: из соседнего “шатра” выходят викинги, из друго-
го — люди в одежде, похожей на твою. Меняется у людей в средневековых костюмах и поведение: к девушкам поневоле начинают относиться как к дамам.

Есть на фестивале его участники стараются из керамической неглазурованной посуды деревянными ложками, кто “побогаче”, — оловянными приборами. Екатерина как раз и занимается реконструкцией средневековой керамической посуды — кувшинов, тарелок, мисок, стаканов, кружек. Они должны быть без глазури, определенной формы, изготовлены на гончарном круге.

— Иногда вечером на фестивале кто-то играет на старинных музыкальных инструментах, и возникает ощущение, что мы перенеслись на 600 лет назад, — вдохновенно рассказывает Катя. — Мы зажигаем свечи, накрываем столы и устраиваем пир, на котором вместо хлеба лепешки, а горячее — целый поросенок на вертеле. Соль и приправы в Средневековье были очень дорогим удовольствием, поэтому их мы стараемся использовать по минимуму.

Мода 1410 года

В идеале для изготовления настоящего средневекового костюма нужно самостоятельно вырастить овцу, соткать из ее шерсти полотно, а затем из этой ткани создать наряд. Пока что белорусские реконструкторы покупают готовые ткани — исключительно из стопроцентной шерсти или льна.

— Мы воссоздаем для себя костюмы горожан среднего достатка, это примерно соответствует и нынешнему материальному положению нашей семьи, — объясняет Ярослав.

Женский средневековый костюм, который сделала себе Екатерина, состоит из нижнего белья (что-то вроде комбинации на широких шлейках длиной до колена), нижнего платья из тонкой льняной материи, рубахи камизу и верхнего платья коттарди. В холодную погоду поверх этих платьев надевается еще и котта — платье из шерсти. Для средневековой одежды стараются не использовать ткани желтых и оранжевых расцветок. Травяной зеленый, синий, бордовый — более традиционные цвета.

Любопытно, а как чувствуешь себя в средневековом наряде?

— Иногда бывает не совсем комфортно, — признается Ярослав. — Одна из разновидностей мужской одежды, котта, внешне напоминает женское платье длиной ниже колена. Привыкнув к брюкам, ходить в нем в одиночестве по городу неуютно.

Специальные пуговицы, которых на одно платье нужно 40—50 штук, ребята заказывают, и стоят они недешево — полтора евро штучка. Плюс необходим головной убор и шоссы — средневековые штаны, очень похожие на колготки. Увлечение исторической реконструкцией — довольно дорогое удовольствие, на создание одного исторического костюма может уйти в среднем 500 долларов и более. А совершенствовать его и вовсе можно годами, ведь все элементы костюма шьют и вышивают вручную. 

Друг для друга

В семейной жизни очень важно иметь объединяющее двоих увлечение, считают ребята.

— Я был подростком, когда мы познакомились (у Ярослава и Екатерины — четыре года разница в возрасте), — вспоминает Ярослав. — Катя в то время жила в общежитии в Боровухе — военном городке недалеко от Новополоцка. Как только получил права, стал просить у отца машину, чтобы привозить Катю на работу и с работы.

— Ярослав удивлял моих соседок по общежитию тем, что дома готовил отбивные, приезжал ко мне в общежитие и поджаривал их на общей кухне, — со смехом вспоминает жена. — Так мы готовили по очереди: день — я, день — он.

Три года молодые люди прожили вместе, а в новогоднюю ночь на 1 января 2012 года Ярослав сделал любимой предложение. Кольцо заранее покупать не стал, чтобы не выдать своих намерений, обмеривая палец. Жених и невеста едва дождались, когда после праздников откроется ювелирный магазин каталог , чтобы приобрести знак помолвки. Кстати, обручальные кольца у Усовичей также необычные — при соединении рисунков они образуют сердечко.

Вместе они не только в клубе, Ярослав помогает Кате в ее работе с глиной. Профессия гончара с давних пор была чисто мужской, потому что она требует недюжинной физической силы. Так что помощь мужа очень кстати.

— Вдохновение появляется, когда все хорошо дома, тебя поддерживают во всем, — говорит Катя.

Как и у всех, забот у молодой семьи хватает. Нужно ремонтировать квартиру и желательно обустроить в ней отдельный шкаф для “средневекового”  гардероба, в обычном такая одежда не помещается, может помяться. Усовичи мечтают сделать дом с минимальным количеством пластика и необычными элементами декора. В детской комнате Кате хотелось бы создать атмосферу сказочного замка. Зал молодые люди оформили творчески — серые стены и оранжево-мандариновый потолок.

— Хотя творческий процесс никогда не прекращается, мне хочется, чтобы дом был домом, клуб — клубом, а мастерская — мастерской, — говорит Ярослав. — В повседневной жизни ходить в средневековой одежде мы не станем. И в то же время мы не сидим тупо вечерами на диване, как обычные люди. Можем вместе шить, плести шнурки или еще что-то мастерить до поздней ночи, Катя вышивает, плетет пояса на бердо и дощечках.

— А хотели бы пожить в Средневековье?

— У тех, кто занимается реконструкцией, есть такая мечта: перенестись на машине времени в прошлое и закопать в определенном месте одежду, утварь, доспехи, натерев их жиром и приняв другие меры предосторожности, чтобы они как можно лучше сохранились до наших дней. Но на самом деле жить в то время не хотелось бы. Боюсь, что романтики было мало, зато голод, холод и болезни вполне реальные.

Ребята говорят, что пока ни разу всерьез не ругались, хотя без споров не обходится. Есть в их жизни и романтика, и цветы, и неожиданные подарки. Но главное, как мне показалось, это любовь и нежность, с которой они смотрят друг на друга. А эти вещи остаются вечными ценностями и в Средневековье, и в XXI веке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter