Тренер по современному пятиборью Василий Гулевич: в Беларуси можно подготовить олимпийского чемпиона

Рыцари пяти качеств

За последние десять лет на чемпионатах мира белорусские пятиборцы завоевали 14 медалей, из которых пять — золотые. Результат впечатляющий, но при этом вспоминали об этих ребятах лишь изредка. Ситуация может измениться уже в ближайшее время. На Олимпиаде пятиборцы значатся среди тех, кто способен принести белорусской команде награды. Получивший недавно премию Президента «Белорусский спортивный Олимп» тренер Василий Гулевич убежден: победа его подопечных на Играх в Токио может изменить жизнь всего вида спорта. 


— Для меня вручение премии стало полнейшим сюрпризом. Поначалу удивился, но сейчас понял: это оценка той работы, которую я проделал за 26 лет. Часто ведь тренерские усилия остаются за кадром. Вся слава и внимание мимо проходят. Я, считай, всю жизнь в пятиборье. Сначала сам выступал. Потом, когда из армии вернулся, тренеры Виталий Груцын и Юрий Муромцев предложили набрать группу и работать. Приятно, когда замечают старания.

— Сложно в Беларуси развивать современное пятиборье?

— Наш вид достаточно дорогой. Но при этом очень интересный. В итоге остаются в нем только те, кто действительно болеет спортом и способен много тренироваться. С ними проще работать, никого не нужно заставлять. Каждый знает, зачем он приходит на тренировку и к чему стремится. Значимые результаты у белорусских спортсменов всегда были, но при этом о нас практически не вспоминали. Только в последние годы заговорили. Но лично меня это ничуть не задевало. Просто продолжал работать.

— Вы говорите, что пятиборье — дорогой спорт…

— Плавание и бег, конечно, много денег не просят, а вот верховая езда, стрельба, фехтование — это уже другая история. Один пистолет стоит порядка 1500 евро. Оружие нужно для каждого члена сборной плюс для более младших ребят, для школ… Аналогичная история со шпагами. Каждая — порядка 150 евро. Хватить ее может и на год, и на месяц. Лошади также затратная часть бюджета. Содержать их непросто. Нужны обслуживающий персонал, корм… Сейчас, правда, в Гомеле у нас с лошадьми проблем нет, да и конники всегда готовы помочь. А вот в то время, когда я только начинал работу, вопросов хватало. Правда, и пятиборье тогда было другое. Мы использовали огнестрельное оружие, отличались правила фехтования, соревнования проходили несколько дней. Это сейчас ради сохранения места в олимпийской программе расписание уместили в один день, подкорректировали правила… 

Стрелковое упражнение выполняет Елизавета Левша.

— Стало сложнее?

— Выступать — да. А вот готовиться проще. В Минске мы работаем на базе ­БГУФКа. Все рядом, современные условия. В Гомеле у нас своей базы нет, но местное руководство идет навстречу. Всегда пускают и в залы, и в бассейн.

— Спортсменов ищете в смежных видах?

— В основном набираем детей в секции пятиборья. В последнее время начали приглашать еще и тех, кого отбраковали в плавании. Пытаемся из них сделать пятиборцев: один вид у них уже, считай, готов. Причем самый сложный. В плавании, если с детства технику не заложили, быстро человек уже не поплывет. Научить фехтовать или бегать можно в любом возрасте. Для верховой езды и вовсе чем старше, тем лучше. Быстрее схватывают нюансы. 

— Едва ли не половина национальной сборной сегодня — представители гомельской школы. Почему так сложилось?

— Так всегда было. У нас начинали Саша Борисенко, Сергей Коршун, Жанна Шубенок, которая семь медалей чемпионатов мира (включая золото) выигрывала. При этом в Гомеле работают всего четыре тренера. Постепенно пытаемся подключать молодежь, но ребята только пробуют себя. 

На дистанции Ольга Силкина.
фото pentathlon.by

— Пятиборьем занимается много детей?

— В Гомеле у нас нет своей базы, и поэтому народу немного. А вот в Минске в спорткомплексе на улице Столетова всегда очень много детей. Просто толпы!

— На что белорусские пятиборцы могут претендовать на Олимпиаде в Токио?

— Для начала туда нужно попасть. У нас уже есть две женские лицензии, но, думаю, будет и третья. Должны отобраться и ребята. Для этого нужно или выиграть чемпионат мира, или набрать очки на этапах Кубка мира. Сейчас вакантными остаются еще 15 лицензий — их и распределят между теми, кто окажется выше в мировом рейтинге. Очевидно, что, по крайней мере, в женских соревнованиях Беларусь сегодня может считаться одним из мировых лидеров в современном пятиборье. Правда, вид у нас достаточно субъективный. Лошадей, например, выбирают жребием. Из пяти видов три — технические. Они требуют большого опыта. В верховой езде расцвет всадников начинается годам к сорока. В фехтовании лидеры также достаточно возрастные, в стрельбе примеров долголетия полно: Игорь Басинский, Сергей Мартынов… А у нас Оле Силкиной — 25 лет, Ире Просенцовой — 24. Самая опытная — Анастасия Прокопенко. Ей 34 года, двое детей, но ветераном ее тоже не назовешь. Наоборот, она, пожалуй, одна из сильнейших пятиборок, в прошлом году чемпионат мира выиграла. И я убежден, что в Беларуси мы сможем подготовить и олимпийского чемпиона.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter