Рыцари без страха и упрека

В декабре внешней разведке Беларуси исполнится девяносто лет

Исполняется 90 лет внешней разведке Беларуси

Люди различных сословий и достатка в разные времена боролись за лучшую жизнь для всего общества. Сегодня любой школьник может назвать не одно имя героя, радевшего за справедливость и равенство всех перед законом. И не их вина, что на каком-то этапе эта идея, будучи извращенной и залитой кровью невинных людей, превратилась в очередную утопию.

С головой окунулся в революционную бурю и наш земляк Алексей Филиппов, родившийся в 1870 году в Могилеве в семье швейцара и кухарки. Окончив юридический факультет Московского университета, он сначала активно занимался литературно-издательской дея­тельностью, был основателем газеты «Русское слово», владельцем журнала «Русское обозрение», издателем газет «Ревельские известия» и «Кубань». Алексей Фролович имел репутацию скандального газетчика и за свои лихие наскоки на батюшку-царя и его окружение был в немилости у власть предержащих и даже сидел за это в тюрьме. А уж судился за мысли и слова более 120 раз…

Долг и гражданская позиция не позволили промолчать ему, когда в декабре 1917 года по своим каналам узнал о готовящемся выступлении эсеров и о подготовке покушения на Ленина. Алексей предупредил Луначарского, тот Дзержинского. Вскоре после выступления эсеров 1 января 1918 года состоялась встреча Филиппова с Дзержинским. Издатель газет и журнала согласился представлять сведения из промышленных и банковских кругов новой власти.

Кроме информационных задач, «железный» Феликс поручил Филиппову склонить к переходу на сторону большевиков бывших царских адмиралов и офицеров, командовавших находившимся в финских портах Балтийским флотом. Алексей Фролович успешно справился с поручением.

Позднее Дзержинский направил его в Финляндию под видом журналиста, где, помимо финансовых и банковских новостей, наш земляк занимался и сбором политической информации. Донесения Филиппова были особо ценными для Советской России, в том числе о состоянии российского флота, об усилении финской белой гвардии, об активизации действий немецкого военного флота в райо­не Аландских островов и т.д.

Это был первый задокументированный факт после создания Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) отправки за границу разведчика…

Уроженец местечка Мосты Гродненской области Сергей Шпигельглас мог бы похвастаться тем, что он единственный уроженец Беларуси, кто с февраля по ноябрь 1938 года руководил советской внешней разведкой. Но в ноябре был арестован за «обман партии и срыв важного поручения». Провел в застенках Лубянки почти три года, где у него были вырваны признания в «преступлениях». В октябре 1941-го, во время наступления фашистов на Москву, был расстрелян. Работал также в ЧК Беларуси и во внешней разведке в Монголии.

В жерновах репрессий погибло немало достойных сыновей Отечества…

Однако сколько наших земляков стали настоящим примером мужества и героизма! Кирилл Орловский родился в деревне Мышковичи Кировского района Могилевской области. В конце 1918 года партизанский отряд Орловского, где он был комиссаром, контролировал свыше 20 населенных пунктов. В период Великой Отечественной войны Орловский командовал партизанским отрядом особого назначения «Соколы». В одном из боев в 1943 году был тяжело ранен, но и после ампутации правой руки продолжал руководить отрядом. Удостоен звания Героя Советского Союза.

Выйдя в отставку, долгое время работал председателем колхоза «Рассвет». За трудовые успехи в 1965 году получил звание Героя Социалистического Труда.

Не менее знаменит в Беларуси и уроженец деревни Чертовичи Воложинского района Минской области Алексей Ботян. Свой первый опыт совершения разведывательно-диверсионных рейдов молодой чекист приобрел в битве под Москвой. В составе спецгрупп неоднократно забрасывался за линию фронта.

Летом 1943 года для борьбы с партизанами из Берлина прибыла спецгруппа. Разместились фрицы в Овруче на Житомирщине в здании гебитскомиссариата. 14 сентября жители города проснулись от страшного взрыва — под обломками комиссариата нашли смерть 80 фашистов, в том числе и гебитскомиссар. За успешно проведенную операцию все участники получили награды. Алексей был отмечен орденом Красного Знамени.

…В 1944 году группа Ботяна была заброшена на юг Краковского воеводства. На обратном пути чекисты получили сведения, что в одном из замков у города Новы Сонч фашисты устроили крупный склад боеприпасов к противотанковым орудиям «панцерфауст» и взрывчатки армейского назначения. Взрывчатка предназначалась для уничтожения исторических памятников Кракова. Долго наблюдали разведчики за замком, изучали подходы. Помог случай. Во время одной из операций был захвачен инженер-картограф технического штаба тыловых подразделений. Понимая бессмысленность продолжения войны, немец согласился на сотрудничество с партизанами. По его наводке польский рабочий Витольд Млынц пронес в замок взрывное устройство. 18 января 1945 года склад взлетел на воздух. Так был сорван варварский план уничтожения города Новы Сонч, и в своем нынешнем великолепии сохранился Краков.

Сколько их, малоизвестных и неизвестных героев, которые делом жизни избрали служение Отечеству, людям? Не за награды, не единожды рискуя жизнью, они и сегодня предпочитают больше молчать о былом, чтобы каким-нибудь неосторожным словом, действием не навредить своим товарищам, делу.

…В прошлом осталось немало тяжелых войн и испытаний. Закончилась и «холодная война». Но, увлекшись рассуждениями об общечеловеческих ценностях, во многих странах отодвинули на задний план национальные интересы. А ведь известно: там, где предвидится масштабный ущерб хотя бы одному государству, без профессиональных разведчиков никак не обойтись… 

-----------------------------------

Из личного дела Юрия Ивановича Дроздова:

— Родился в Минске. Наш дом № 8 до сих пор стоит на Советской, второй подъезд, первая квартира направо. Отец был офицером русской армии. В гражданскую войну перешел к красным и воевал в дивизии Чапаева. С матерью, которая была дочерью садовника помещищьего сада под Лепелем, познакомился во время похода на Варшаву. Начало Великой Отечественной войны застало нашу семью в Харькове. Я к тому времени был уже курсантом специальной артиллерийской школы. В 1944 году, в неполные 19 лет, младшим лейтенантом был направлен командиром взвода в одну из дивизий 1-го Белорусского фронта. Войну закончил в Берлине и продолжил службу.

В 1952 году Ю. Дроздов поступил в Военный институт иностранных языков в Москве. Весной 1957 года ему предложили стать разведчиком-нелегалом. О новой жизни кадрового офицера Дроздова, который прослужил в разведке 35 лет, пройдя путь от оперативного уполномоченного до руководителя управления, написана не одна статья и повесть. Проводимые им операции стали своего рода азбукой разведчика.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter