Рыцарь ордена зажженной печи

Печника Василия Шуликова быховские пенсионеры Котовы считают своим спасителем.
Печника Василия Шуликова быховские пенсионеры Котовы считают своим спасителем: после того как мастер починил печь, в доме стариков стало тепло и безопасно.

- А ведь недавно мы сгореть боялись, - пожаловалась мне Валентина Ефимовна. - Сложили нашу печь небрежно, вместо глины песка насыпали, и получилось в ней сразу три трещины.

- Совсем не грела, только дымила, - подтвердил глава семьи Виктор Яковлевич.

Кладка и ремонт печей требуют особого умения, поэтому печники всегда считались людьми небедными и уважаемыми. У каждого быховского печника сложилась своя клиентура: одних зовут к себе дачники, к другим обращаются бизнесмены и начальство, третьи каждое лето ездят на заработки в Россию.

А Василий Шуликов работает в домах местных пенсионеров и инвалидов. И не потому, что у него не хватает мастерства, чтобы выполнять капризы богатых клиентов. Говорит, что тепло в доме одинаково нужно и богатым, и бедным, которым печь явно не по карману. В Быхове средняя цена за сложенную печку - 160 тысяч рублей, в Могилеве - 200 долларов.

Коллеги считают Василия человеком со странностями: летом в райцентре печников днем с огнем не сыщешь, одни - в Могилеве, другие - в Москве. А Шуликов вместо того, чтобы о хороших заработках подумать, возится со старичками, которые и за самый простенький ремонт хорошо заплатить не могут.

- Да я и не беру с них полную стоимость, - улыбается Василий. - Что возьмешь с бабули, у которой и на обед, и на ужин лишь хлеб да капуста? Когда ремонт тянет на 100 тысяч рублей, сходимся на 40. А если пенсионер вообще не в состоянии заплатить, тоже не отказываю: делаю работу и жду, когда заплатит районное управление по труду и социальной защите, у которого есть специальная программа помощи одиноким старикам.

Работать у одиноких пенсионеров труднее. Напарника у Василия Васильевича нет, привык колдовать над печами самостоятельно. Если старики живут с детьми, молодые помогают печнику глину замесить, кирпичи подносят. У одиноких все приходится делать самому: и месить, и носить, и чинить.

А еще бывает, приезжает он печку складывать к старушке в отдаленную деревню, а у той даже глина не заготовлена. Тогда печник берет полное шефство над бабкой, становясь еще и снабженцем. Садится на свой "жигуль" и едет на окраину Быхова к карьеру добывать глину.

- Для починки надо ведер 20 глины. А для новой печи требуется воз (так он называет конную тележку. - И.М.), - рассказывает Василий. - Тогда приходится прицеп у кого-то одалживать или много раз подряд ездить к карьеру, возить ведрами.

Красный кирпич, пригодный для кладки печей, в местные магазины не завозят, поэтому материал Василию часто достается вторичный, некачественный: от разобранной в старом доме печи или с ветхой постройки. С таким кирпичом, чтобы хорошая печь получилась, долго мудрить приходится.

- А как нужно печь складывать, чтобы она не дымила и грела? - прошу Василия поделиться профессиональными секретами.

- У каждого свой секрет. Я, например, всякий раз представляю, что для себя делаю, что сам зимой у этой печи греться буду. Пока помогало, никто не жаловался.

Старики считают Василия работником районного центра социального обслуживания населения.

- А ведь он в штате не состоит, - вздыхает главный бухгалтер центра Татьяна Антипова. - У нас с ним только устная договоренность имеется, что нашим подопечным помогать будет. Человек он добрый, другие отказались работать за такие деньги.

В центре - проблемы с транспортом, и Василий выручает, добираясь на своем автомобиле до самых дальних деревень. Брать его в штат здесь пока не имеют права, не получена лицензия на производство печных работ. Но выход нашелся: с 1 октября он все же стал штатным сотрудником, техником 6-го разряда с навыками печника и окладом 140 тысяч рублей. Негусто, конечно. К тому же, "техник" - одно название. На самом деле придется быть на все руки мастером: заборы чинить, крыши латать, замки врезать. Но печник - работа сезонная, зимой, когда заказов не будет, выручат и эти деньги.

Вообще-то печами должен заниматься не центр социального обслуживания, а комбинат противопожарных работ, но в последние годы работники комбината получали одни благодарности вместо денег. Даже непривередливый Василий вынужден был два года назад уйти оттуда на вольные хлеба. А ведь без печника в райцентре никак. Хоть и появляются в последнее время альтернативные виды отопления - солнечные генераторы, камины в стиле хайтек, - для сельских жителей все эти новинки в диковинку, печки привычнее.

В большинстве райцентров Могилевщины на производственных участках комбината противопожарных работ места печников остаются вакантными (специалисты есть только в Горках, Мстиславле да еще в паре городов), не находится желающих складывать печи за 20 тысяч рублей. Не идут в комбинат и специалисты по производству противопожарной защиты, установке антенн. На это есть объективные причины: безденежье клиентов, неплатежеспособность юридических лиц. Только старикам, доживающим свой век в домах с потрескавшимися печурками, от этого не легче.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter