Рынок требует новых навыков

О подготовке конкурентоспособных кадров

Численность трудовых ресурсов в стране с 2008 года неуклонно сокращается. В первую очередь это связано со старением населения: за последнее десятилетие количество пожилых у нас увеличилось на 10%. По прогнозам, тенденция будет усиливаться, а значит, вопрос эффективного использования трудового потенциала уже сейчас можно ставить в ряд приоритетных. Ключевой момент — подготовка именно тех специалистов, которые нужны быстро меняющемуся рынку. Здесь наметились несоответствия: дефицит кадров ощущают даже такие классические сферы, как здравоохранение, образование, сфера соцуслуг. А ведь инновационное развитие страны увязано с появлением новых производств и специальностей. Как будет с ними?

В России, например, вопрос о несоответствии кадров, которых готовила система профессионального образования, реальным потребностям рынка труда остро встал в начале 2000–х. Начались опросы работодателей и модернизация системы: к середине ноября 2017 года было создано 1.088 новых профессиональных стандартов. У нас же дело ограничилось пилотными проектами в ряде отраслей, хотя понимание, что инновационным производствам будут нужны специалисты с другими компетенциями, есть. Для формирования национальной рамки квалификаций, которая очертила бы требования к специалистам, по мнению заместителя министра труда и социальной защиты Александра Румака, нужно и создание советов во всех основных сферах деятельности, и более активное участие бизнеса. К слову, в России отраслевые объединения нанимателей вовсю участвуют в такой работе.

А пока у нас решили присмотреться к сложившейся системе анализа рынка труда и прогнозирования потребности в кадрах. По проекту ЕС «Восточное партнерство» в стране была организована группа make it match — «добейся соответствия», которая включала представителей министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, Белстата. Один из ее участников проректор по научной работе Витебского технологического университета доктор экономических наук Елена Ванкевич, отмечает, что наша система включает три модуля: экономику, рынок труда и профессиональное образование. За каждый отвечает профильное министерство. Минэкономики готовит демографический прогноз, включая баланс трудовых ресурсов и занятость по видам экономической деятельности. Минтруд, получив эту информацию, разрабатывает прогноз предложений на рынке труда, потребности в кадрах. А Минобразования, имея первые два модуля, определяет контрольные цифры приема в вузы, колледжи и так далее. Но судя по тому, что у нас имеются проблемы и с кадрами, которые обеспечивали бы инновационный рост страны, и с трудоустройством молодежи, система нуждается в доработке. Например, перечисленные министерства пользуются разными классификаторами профессий. Кроме того, каждое из них, делая запросы на предприятия о том, сколько и каких работников им нужно будет через 5 — 10 лет, не дает методику такого подсчета.

Интересна ситуация и с рабочими местами для выпускников. Декларируется, что благодаря распределению их получили около 95%. Но ведь речь идет только о тех, кто, в принципе, подлежит распределению, а таких в профессионально–техническом образовании около 85%, в среднем специальном — половина, в высшем — чуть больше четверти. Представить же, как дело обстоит в реальности, можно, изучив результаты проекта, который провели специалисты Витебского технологического университета совместно с латвийскими коллегами. Оказалось, что лишь 17% молодежи в приграничных регионах обрели работу благодаря распределению, 60% помогли родственники и самостоятельный поиск, в 8% случаев сработали усилия предприятий и в 2% — службы занятости.

Между тем уже стоит вопрос не только о трудоустройстве, но и о постоянной актуализации навыков, необходимых в новых реалиях. Объем технической информации удваивается каждые два года, а это значит, что в программе, рассчитанной на 4 года, начиная с 3–го курса изучается устаревшая информация, такой факт привел Манфред Зиверс, международный эксперт по вопросам профессионального образования, обучения и рынка труда, выступая в Минске. Чтобы успевать за переменами, в следующем году в нашей стране стартует проект ЕС «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси» с бюджетом 5,4 млн евро. Основная его цель — помочь в разработке и реализации Концепции национальной стратегии обучения в течение всей жизни. Именно такой подход поможет нам в будущем быть конкурентоспособными.

vasilishina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...