Рыночной должна быть экономика, но не общество

Президент Эквадора: У нас большой потенциал для сотрудничества

Рыночной должна быть экономика, но не общество, отметил президент Эквадора Рафаэль Корреа Дельгадо в эксклюзивном интервью «Р» во время своего визита в Минск

Эквадор не самое сильное государство в Латинской Америке. Но эту страну выгодно отличает серьезная динамика развития. После преодоления политического кризиса в середине 2000-х Эквадор сумел значительно прирасти экономически, кардинально снизить внешний государственный долг. Сегодня эта страна — один из лидеров в регионе по инвестициям в частный сектор и инфраструктурные проекты, благодаря чему транспортная сеть в государстве считается одной из самых развитых в Латинской Америке. Страна открыта для взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами. На прошлой неделе президент Эквадора посетил с рабочим визитом Беларусь. Уже в завершение своего пребывания в Минске Рафаэль Корреа ДЕЛЬГАДО дал эксклюзивное интервью «Р».

— Господин президент, как вы оцениваете потенциал сотрудничества Беларуси и Эквадора?

— У Беларуси и Эквадора большой потенциал для сотрудничества. Объясняется это очень просто: две страны являются взаимодополняемыми и экономически, и геополитически. В Эквадоре большие запасы природных ресурсов, в которых заинтересована Беларусь. С другой стороны, уровень нашего промышленного развития оставляет желать лучшего, а в Беларуси достаточно высок. Наша страна заинтересована в трансферте технологий, и Беларусь может в этом помочь. Очень важный момент: у нас совпадают позиции с руководством вашей страны относительно того, что сотрудничество должно базироваться на солидарной основе.

— Беларусь давно присутствует в Латиноамериканском регионе. Благодаря поддержке ныне покойного президента Уго Чавеса реализован ряд крупных проектов в Венесуэле. Представлены сборочные производства МАЗ, МТЗ, по нефтедобыче работает «Белоруснефть», в сфере строительства — «Белзарубежстрой». Как вы оцениваете работу этих белорусских компаний и готовы ли использовать накопленный опыт для реализации аналогичных проектов в Эквадоре?

— Конечно, оцениваю положительно. Дай бог, чтобы в Латинской Америке лучше узнали о Беларуси, познакомились с таким красивым городом, как Минск, с высоким уровнем научного и технологического развития вашей страны. Хотелось бы, чтобы люди в Латинской Америке узнали о ваших жертвах во Второй мировой войне, в которой Беларусь потеряла более четверти населения, были разрушены сотни городов. Поэтому я приветствую уровень сотрудничества Беларуси и Венесуэлы и надеюсь, что белорусско-эквадорские отношения также будут плодотворно развиваться.

— Насколько сотрудничество между регионами, учитывая интеграционные процессы в странах Латинской Америки и Таможенного союза, повышает конкурентоспособность экономик и национальную безопасность, особенно в свете усиления роли транснациональных корпораций в мире?

— Наверное, в данном случае будет недостаточно говорить о больших успехах только в области торговли и экономики. Проблема более глубокая и с политической точки зрения: позиционирования наших государств в мире. В настоящий момент миром правит крупный капитал. И интеграция может послужить защитой от него. Поодиночке мегакорпорации могут нас раздавить. Но если небольшие государства будут объединять свои усилия, то смогут сами диктовать условия. Латинская Америка нуждается в иностранных инвестициях. И, чтобы их привлечь, мы сами с собой соперничаем, чтобы предоставить лучшие условия для вложений: понижаем заработную плату, требования к сохранению экологии… Получается, пот наших трудящихся проливается только для того, чтобы набить карманы транснациональных корпораций. Если бы законодательство наших государств было гармонизировано, мы бы определяли условия прихода инвесторов. Большинство латиноамериканских государств, за исключением Бразилии, которая занимает половину континента, небольшие и никогда в одиночку не смогут достигнуть своих целей. Если будем говорить об экономике, нам, небогатым странам, следует не конкурировать между собой, а координировать свои усилия. Если одно государство будет ориентироваться, например, на производство тракторов, другое — на выпуск еще каких-то товаров, наше объединение будет неуязвимо. Абстрагируясь от интеграционных процессов в Латинской Америке, если Эквадору удастся установить устойчивые контакты с евразийским экономическим объединением, конечно, мы станем сильнее. И когда-нибудь сможем изменить этот несправедливый и аморальный мировой порядок, где все подчинено крупному капиталу.

— В Эквадоре развивается и поддерживается государством бизнес. Как удается совместить развитие предпринимательства и соблюдение принципов социальной ответственности?

— Современный социализм не может отказываться от рынка, но должен им управлять, чтобы товары и услуги выглядели социально привлекательными. Совершенно недопустимо считать, что рынок может определять потребности общества и их удовлетворять. Кому выгодно утверждение, что «свободная экономика» решает все проблемы? Конечно, крупному капиталу. Конкуренция важна, общество должно уживаться с рынком, но не быть полностью рыночным по сути, а управлять основными процессами в лице коллективного представителя — государства. Сердцевиной современного социализма является государство, которое призвано справедливо управлять социальными и экономическими процессами.

Фото: БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter