Рынки показывают зубки...

Парадоксы свободной торговли

Парадоксы свободной торговли


Универсального рецепта борьбы с мировым экономическим недугом никто еще не придумал. Однако устранение торговых барьеров многие считают очень эффективным лекарством. Отказаться от протекционизма глав государств «большой двадцатки» призывает руководитель Всемирной торговой организации Паскаль Лами. «В Лондоне (саммит G20 в британской столице запланирован на 2 апреля. — Прим. авт.) у лидеров «большой двадцатки» есть уникальная возможность вместе перейти от слов к действиям и воздержаться от дальнейших протекционистских шагов, которые делают усилия по восстановлению мировой экономики менее эффективными», — убежден глава ВТО. Опасность последствий закрытия рынков он объясняет так. Исчезают многие тысячи рабочих мест, связанных с торговлей. Протекционистские меры не защитят ни одну страну. Только создадут угрозу новых увольнений...


Ситуацией встревожен и Всемирный банк. Его экономисты говорят, что с начала кризиса по всему миру столкнулись уже с 78 новыми международными торговыми барьерами. Называются и конкретные примеры. Россия увеличила пошлины на ввоз автомобилей. Эквадор повысил пошлины более чем на 900 ввозимых товаров. Аргентина резко сократила количество «входных точек» для импорта. Товары в страну можно ввозить лишь через пять морских и воздушных терминалов. Некоторые страны полностью запретили ввоз: Индия — китайских игрушек, Китай — ирландской свинины и частично бельгийского шоколада, итальянского бренди, британских соусов, датских яиц и испанских молочных продуктов...


Теряет от сужения мировой торговли и Беларусь. Ряд стран ограничивают поставки некоторых наших товаров. Вчера на семинаре, посвященном доступу белорусских производителей на внешние рынки, их назвал заместитель министра иностранных дел Андрей Евдоченко. Это Украина, Турция, Индия, США, Казахстан, Молдова и Евросоюз. Сложности возникают с поставками химической и пищевой продукции, изделий из металла и текстиля. «Ущерб, наносимый белорусским субъектам хозяйствования от действия этих мер, составляет порядка 70 млн. долларов в год», — подсчитал замминистра.


Что мы можем противопоставить торговым преградам? С одной стороны, самостоятельно следить за ситуацией на рынках и упреждать проблемы. По словам А.Евдоченко, за последний год с небольшим удалось снять ряд серьезных ограничений для доступа белорусских товаров в ЕС, Молдову, Украину. Эффект от этих мероприятий оценивается примерно в 170 млн. долларов. Вторая сторона вопроса — дальнейшая интеграция Беларуси в систему мировой торговли. Замминистра сообщил о возобновлении переговоров в многостороннем формате по вступлению нашей страны в ВТО: «Мы сейчас выходим на договоренности с ЕС и США с тем, чтобы возобновить заседания нашей рабочей группы в ближайшее время». Не исключено, что ее неформальное заседание пройдет уже в мае — июне в Женеве. А.Евдоченко также предположил, что это позволит подойти к полномасштабной работе осенью.


Размышлять о сроках вступления Беларуси в ВТО — дело неблагодарное. Есть немало примеров, когда страны, заявившие о вхождении в организацию вот–вот, ждали своего часа по нескольку лет. Впрочем, в нынешних реалиях авторитет и влиятельность ВТО, как и некоторых других мировых структур, заметно падает. И призыв Паскаля Лами к G20 вполне можно считать косвенным тому подтверждением. Государства все больше предпочитают обсуждать насущные проблемы напрямую, а не в рамках глобальных объединений. Эту мысль развивает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико: «Международные организации — ВТО, Всемирный банк, им подобные, переживая кризис, становятся в некотором смысле рудиментарными структурами. Рынки закрываются — это факт. И призывы к мерам обуздания протекционизма имеют в некотором смысле идеалистическое звучание». Эксперт приводит простой пример. Фантастично сегодня выглядели бы закупки Беларусью аргентинской говядины при избытке собственной. Такими же прагматичными соображениями руководствуется любая страна. «Структура мировой экономики в ближайшее время будет распадаться на региональные блоки, — приходит к выводу экономист. — И именно сохранение ближайших рынков сегодня гораздо важнее».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter