Рыбный день. Что белорусским покупателям предложат взамен импортной пресноводной рыбы?

В нашей речной стране, как это ни парадоксально, магазины по большей части торгуют морской замороженной рыбой. А прудовую, выращенную в наших же широтах, можно встретить разве что в крупных торговых точках. В результате большую часть своей продукции, около 60 процентов, рыбхозы вынуждены продавать сами – на ярмарках, с машин. Но в этом году торговля рыбой должна приобрести цивилизованные формы.

В нашей речной стране, как это ни парадоксально, магазины по большей части торгуют морской замороженной рыбой. А прудовую, выращенную в наших же широтах, можно встретить разве что в крупных торговых точках. В результате большую часть своей продукции, около 60 процентов, рыбхозы вынуждены продавать сами – на ярмарках, с машин. Но в этом году торговля рыбой должна приобрести цивилизованные формы.

Магазины-аквариумы

Сейчас 6,5 тысячи магазинов торгуют рыбной продукцией, а аквариумов для живой прудовой рыбы на всю страну наберется чуть более тысячи штук. «Мы ожидаем, что 2011 год станет переломным в ее реализации», – говорит заместитель директора департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Викентий Завадский. Количество аквариумов увеличится как минимум вдвое, а там, где устанавливать их нет возможности, например в сельских магазинах, рыбу будут завозить в замороженном виде или в виде тушки. Обещают, что стоимость этой продукции будет максимально приближена к
В Министерстве торговли не скрывают, что запрет на импорт некоторых видов пресноводной рыбы на этот год связан именно с планами по увеличению продажи отечественной пресноводной рыбы, а также с расширением ввоза морской рыбы. Если в 2008 году импорт пресноводной рыбы составлял около 4,5 тысячи тонн, то в минувшем — уже 7 тысяч, и в основном это филе пангасиуса и тилапии, попавших под временный запрет.

Что под чешуей

Возможно, кому-то это решение министерства пришлось не по вкусу: к рыбе успели  привыкнуть, да и стоит она сравнительно недорого. Однако специалисты полагают, что это далеко не та рыба, о которой следовало бы сожалеть. Основной производитель пангасиуса и тилапии — Вьетнам. Как выращивают и чем кормят их в тамошних небольших фермерских хозяйствах, мало кто знает. Но растет пангасиус у них как на дрожжах: за полгода — до двух килограммов. А карпу в наших хозяйствах нужно года три, чтобы достичь веса 1,5 кг.
— Пангасиус можно отнести к рыбе с повышенным содержанием жира, срок хранения которой не должен превышать трех месяцев со дня производства, — говорит и.о. директора Института рыбного хозяйства НАН Беларуси Владимир Костоусов. — Если учесть, где находится Вьетнам и сколько стадий перевалки рыбе нужно пройти, чтобы попасть на наши прилавки, то только ее путь занимает не менее 4—6 месяцев.
По своим питательным качествам белорусская пресноводная рыба не уступает, а то и превосходит вьетнамскую. Более того, по словам старшего научного сотрудника отдела гигиены питания Республиканского научно-практического центра гигиены Натальи Цемборевич, лучше усваивается рыба, которая производится в регионе проживания.

Идем к цеху

В рыбхозах информацию о вводе временного запрета на ввоз пангасиуса и тилапии восприняли с воодушевлением.
— Мы надеемся, что временный мораторий поможет решить самую острую проблему для нашего предприятия — активизирует спрос населения на отечественную рыбную продукцию, — отметил директор рыбокомбината “Любань” Сергей Макаренко. — Серьезные шаги в этом направлении мы делаем и сами. Четыре месяца назад открыли новый цех по переработке рыбы, вложили в него 2,9 млрд рублей. Теперь предлагаем покупателям рыбное филе, тушки, продукцию горячего и холодного копчения, наборы для ухи. Но пока цех загружен лишь на 30—40 процентов, поскольку магазины не готовы продавать весь производимый рыбный товар.
Развивать собственную переработку у рыбхозов есть сразу несколько причин. Во-первых, столько живой рыбы, сколько выращивается в прудах, покупатель пока не готов потребить. Расширение же ассортимента за счет производства филе, копченых изделий и полуфабрикатов увеличит потребительский спрос. Во-вторых, продавать карпа в живом виде рыбхозам невыгодно, из-за невысокого спроса в большинстве случаев он отпускается по заниженным ценам, предприятия несут убытки. Частичная переработка позволит рыбхозам получить дополнительную прибыль.

Ставка на “экзотов”

Уже сейчас очевидно, что карп белорусам “приелся”. Даже в минских гипермаркетах живой рыбы ежедневно продается около 300 килограммов, в то время как мороженой морской примерно в десять раз больше. Вместе с тем неудовлетворенным пока остается спрос на ценные виды рыб из наших водоемов — форель, осетра, сома. Эту тенденцию почувствовали и рыбхозы. В ближайшие пять лет планируется построить 11 специализированных форелевых хозяйств для выращивания рыбы в специальных бассейнах. А для выращивания осетровых планируется создать промышленные бассейны с проточной водой. Сейчас основной объем осетровых в Беларуси выращивают на каналах сброса теплых вод Лукомльской и Березовской ГРЭС.
В природных условиях эти виды можно выращивать с рентабельностью 20—30 процентов. Как раз они в перспективе и смогут стать альтернативой привозным морепродуктам.стоимости живой рыбы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter