Рыбка в маслянистой воде

Отработанные масла способны приносить доход государству

Опасные отходы могут приносить доход государству

По дороге в спортзал периодически прохожу мимо небольшой станции техобслуживания. Здание не новое, но аккуратное, машины рядом паркуются хорошие. А вот прилегающая территория, мягко говоря, оставляет желать лучшего. На газоне — проплешины, трава уже даже не пытается победить последствия от встречи с техникой и ее производными, скорее всего, подтеками мазута, отработанных масел. Прохожие пожимают плечами, мол, что поделаешь, СТО есть СТО. И никто не задумывается, что если речь идет об отработанных маслах, к слову, отходах 2, 3 и 4!го класса опасности, тут и ходить-то опасно. Не говоря уже о том, что страдает природа. Литр такой жидкости, вылитой в почву, делает непригодными до тысячи тонн грунтовых вод.

С глаз долой…

Но это, конечно, не означает, что отработанное масло (ОМ) льется повсеместно и бесконтрольно. Крупные предприятия уже много лет складируют его и отдают на переработку. Проблема есть с частными организациями, такими как СТО и гаражные кооперативы, с автолюбителями. Долгое время частник жил как умел, частично пуская отработанное масло в буквальном смысле в топку. Почему нет, если вполне легально на Интернет-сайте можно купить нагреватель, куда в качестве топлива идет это сырье.

На первый взгляд — безотходное производство. Другой, менее находчивый, складировал, продавал, а то и просто выливал под соседний с автостоянкой кустик. Как говорится, с глаз долой…

В идеале, конечно, все выглядит так: ты сдаешь ОМ там, где когда-то его покупал, — в магазине, на СТО, АЗС, которые потом передают сырье переработчикам. Все просто и понятно. Так работает Германия, где утилизируют практически 100 процентов данного вида отходов и более чем 70 процентам дают вторую жизнь. Слить отработанное масло в никуда — ни у кого даже мысли не возникает. Во-первых, это грозит штрафами, во-вторых, отходы — дело вполне доходное.

Заработать на них, даже притом, что в Беларуси это направление делает первые шаги, можно и у нас. Сборщик получает от учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» компенсацию понесенных затрат. Это особенно выгодно для производителей и импортеров масел, которые по принципу расширенной ответственности выбирают между обязательным платежом по Указу № 313 и сбором отработанных масел (30 процентов от объема ввоза или производства). Другое дело, что наладить систему на крупном пред"приятии проще, чем в рамках гаражного кооператива. Да и объемы там куда больше.

«Система сбора ОМ от юридических лиц в стране налажена давно, — говорит главный специалист по координации деятельности в сфере обращения с ВМР «Оператора вторичных материальных ресурсов» Ольга Волкова. — А вот от физических лиц — формируется только сейчас, поскольку для этого нужно создать соответствующие условия на СТО и в гаражных кооперативах, наладить учет собранных отходов, а крупные производители и импортеры масел делать это пока не спешат». Но понимание проблемы, по ее словам, уже есть. На помощь автолюбителям приходят организации Белкоопсоюза, ЖКХ, ООО «Свиат» и др.

Сжигать нельзя, переработать

Впрочем, собрать отработанные масла — полдела. Нужно решить их дальнейшую судьбу.

В настоящее время, говорят в Минприроды, утилизацию этого вида отходов в стране могут осуществлять около 30 организаций, имеющих лицензии на такую деятельность и соответствующее оборудование. Но проблема даже не в том, что они не в силах справиться со всем объемом образующихся отходов, а это примерно 80 тысяч тонн в год. Около 80 процентов этих предприятий ОМ сжигают.

«Приоритет же и Минприроды, и Минэкономики — вторая жизнь этого вида отходов», — подчеркивает первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виталий Кулик.

И дело не только в ощутимом экологическом эффекте. Для страны, не слишком богатой полезными ископаемыми, это прекрасный способ получения масла без использования нефтепродуктов и с гораздо лучшим эффектом. По данным корпорации «Exxon-Mobil», из примерно 100 тонн нефти получают только 10тонн моторного масла, в то время как при переработке 100 тонн ОМ можно получить более 80 тонн уже готового к использованию продукта. Ну и, немаловажный факт, такой рециклинг приносит серьезный доход в казну.

Например, в ЕС суммарный ежегодный оборот составляет около 200—250 миллионов евро в год.

То есть Беларусь ежегодно теряет миллионы в валюте, которые могут быть вовлечены в экономику страны.

Конечно, создать такой механизм — дело не одного дня. И средства для строительства перерабатывающих предприятий требуются немалые. Но, убеждены эксперты, на помощь может прийти инвестор. И первые примеры уже есть. Компания «МДД-Бел» в самое ближайшее время запустит завод по сбору и переработке таких отходов мощностью 20 тысяч тонн в год.

Плюс емкости для хранения объемом до 10 тысяч тонн. Специалисты обещают, что средний выход регенерированного масла составит от 70 до 85 процентов. Идея, по словам эксперта проекта, председателя совета объединения «Экологическая инициатива» Юрия Соловьева, родилась в 2011 году во время визита делегации белорусских экологов в Израиль, где они ознакомились с опытом предприятий по сбору и переработке отходов.

В «бой» снова идут «старики»

Проект уже успел заинтересовать многих. Но в числе пионеров, увы, снова крупные предприятия. На Белорусской железной дороге сбор отработанных масел велся и раньше, емкости имелись на каждом подведомственном предприятии. Однако, говорит ведущий инженер службы технической политики БЖД Илья Лещенко, это не освобождало железную дорогу от накопившихся отходов на все сто процентов: у переработчиков были претензии к качеству части сырья.

Более остро встает вопрос о вотчине частника. Что и говорить, если одних только СТО в стране — более 7,5 тысячи. Подсчет официально действующих СТО на базе гаражных кооперативов только начался. И к каждому проверяющего не приставишь. А желающих пойти в обход законодательства — немало. «Всегда найдутся те, кто предпочитает сжигать отработанные масла несанкционированно или прибегать к услугам «серых» перекупщиков, поскольку те зачастую предлагают большую цену, нежели переработчик, — говорит Юрий Соловьев. — Но задумываются ли они о дальнейшей судьбе этих опасных отходов? Не стоит забывать, что минутная выгода в будущем может обернуться серьезной экологической катастрофой».

Экологи понимают: одними взываниями к совести нарушителей ситуацию не переломить. Нужны изменения в законодательстве, предусматривающие как наказание за безответственное отношение к этой категории опасных отходов, так и создание условий для их сбора. «Прежде всего необходимо дать возможность человеку цивилизованно сдать или даже продать этот ресурс, — подчеркивает Виталий Кулик. — Использовать для этого можно разветвленную сеть Белкоопсоюза, который передавал бы сырье переработчику. Нужна своя система сбора в СТО, гаражных кооперативах». Чтобы подключить к благому делу автолюбителей, рассматривалась возможность предъявления дополнительной справки при техосмотре, свидетельствующей о сдаче отработанных масел переработчику. Понимания в этом аспекте у Минприроды и Минтранса пока нет.

«Но мы будем прорабатывать вопрос, поскольку этот процесс надо упорядочивать», — убежден Виталий Кулик.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter