Рыба в сетях несогласованности

Сегодня население республики  не испытывает большого дефицита речного, озерного и морского деликатеса. Жаль только, что реализуется большей частью импортная рыба: в замороженном  и соленом виде, в  «формате» консервов, пресервов...

Рыба всегда была прекрасным угощением  на   семейном столе. И в  праздники, и в будни. А старшее поколение еще помнит знаменитые «рыбные дни» по четвергам, когда в приготовленном виде этот диетический и очень полезный продукт подавали в кафе, столовых, ресторанах, закусочных, барах. Сегодня население республики тоже не испытывает большого дефицита речного, озерного и морского деликатеса. Жаль только, что реализуется большей частью импортная рыба: в замороженном  и соленом виде, в  «формате» консервов, пресервов... Что касается живой рыбы, из которой наиболее привычен для нашего  потребителя карп, то с ней в республике есть некоторые проблемы. О них и пошла речь с директором Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Анатолием Булыней. 

— Анатолий Аксентьевич, чем привлекательна и полезна так называемая живая рыба? 

— Я сошлюсь на мнение ученых. С их точки зрения, блюда, приготовленные из недавно выловленной рыбы, намного полезнее, экологически чище и вкуснее блюд из мороженой рыбы. 

Уловы, которые попадают на белорусский рынок согласно договоренности по импорту, из-за заморозки (порой неоднократной) резко теряют в качестве. За счет окисления специфических полиненасыщенных жирных кислот и разрушения  ценных витаминов вообще почти полностью теряют природную  ценность. 

Если рыбу сравнить с  говядиной, то из 100 граммов мясных белков последней человеческий организм усваивает только 15 граммов, а из 100 граммов белков рыбы — 40 граммов. 

— В общем, понятно, нам надо насыщать рынок отечественной рыбой. 

— Собственно говоря, этим мы и занимаемся, реализуя программу развития рыбной отрасли, одобренную правительством. Она рассчитана на 2006—2010 годы. 

— Есть ли результаты? 

— Мы постоянно наращиваем производство товарной рыбы. Если в  2004 году на потребительский рынок было отправлено 3,8 тыс. тонн, то нынче планируем вырастить 14,5 тыс. тонн. К концу пятилетки увеличим производство пресноводной рыбы до 17,4 тыс. тонн, что  позволит обеспечить значительное замещение импорта. 

Вопрос, как ее продать, доставить на стол потребителя! 

— И все же в адрес рыбоводов имеются нарекания. Вот и на недавнем селекторном совещании у Президента председатель Мингорисполкома высказал упрек по поводу существующей сезонности  поставки рыбы, скудного видового состава. Судя по  номерам специальных машин с надписью «Живая рыба», продукция  в столицу поступает из различных регионов, частенько издалека. И все же получается, ее для Минска недостаточно? 

— Основной объем товарной рыбы (90 %) производится в Брестской, Минской  и Гомельской областях. И тут возникают серьезные проблемы. Рыбохозяйство, которое находится в 360 километрах от столицы, в цистерну спецмашины должно загрузить 2/3 воды и только 1/3 живой рыбы, в городе ее надо развезти по магазинам. В одном возьмут 40 килограммов, в другом — 30. И так целый день, теряя на разгрузке 40—50 минут, потому что  приходится вне очереди пропускать хлебовозки, машины с молоком, мясом и т.д. Отправившись из-под загрузки в 4 часа утра, из столицы такой водитель выбирается часов в 19. А ему еще надо одолеть обратно те же самые 360 километров. Таким образом, можно представить состояние последней разгружаемой рыбы и водителя. И так постоянно, потому что договоры поставок никому нарушать не дозволено, последуют санкции. Да если маршрут «рыбхоз—магазин» и гораздо  короче, потеря времени все равно огромная. 

— Анатолий Аксентьевич, почему торговля берет столь скромные объемы? 

— Я бы уточнил — мизерные. Даже такие крупные торговые центры, как ТЦ «Корона», СЗАО «Простор-Маркет», единовременно готовы принять не более 150 килограммов живого товара. Известный специализированный рыбный магазин «Океан» уже и рыбным назвать трудно. Горько об этом говорить, но Минск сегодня, пожалуй,  единственная столица на постсоветском пространстве, не имеющая  специализированного магазина, куда бы могли прийти жители и купить те виды рыбы, которые мы выращиваем: амура, карпа, стерлядь, форель, толстолобика, сома, щуку. 

Причина — на поверхности. Наши розничные предприятия не имеют  емкостей для передержки (сразу ведь не реализуешь) в больших объемах живой рыбы. Там, где такие емкости есть (аквариумы), отсутствуют и проблемы. 

— Но мне кажется, и цена на ваш товар,  того же карпа, а тем более  осетровые породы, образно говоря, кусается… 

— Цена, безусловно, всегда будет одним из решающих факторов в формировании потребительского спроса, в доступности того или иного товара. Если за 360 километров гонять машину с 600 килограммами карпа, откуда появится дешевый товар? К тому же не только мы влияем на формирование цены. Есть торговые надбавки. 

Дабы  максимально приблизить товар к потребителю и снизить цену, мы периодически организуем торговлю в жилых микрорайонах больших городов. Между тем в столице власти, ссылаясь на ее европейский уровень благоустройства, оказывают противодействие в организации такой торговли. Ну посудите, не всякий  пожилой человек из своего  микрорайона отправится далеко в центр, чтобы приобрести одну-единственную рыбку — карпа, амура или судака. Да  и по пути домой после работы у людей не всегда есть возможность заскочить за  покупкой на Комаровку, в какой-нибудь торговый центр. 

— И все же есть ли другие пути решения этой проблемы, кроме продажи живой рыбы? 

— Так сложилось, что житель Беларуси свежей рыбу считает только живую. А уже в аквариуме она ему кажется менее свежей. Альтернативой, безусловно, является первичная переработка пресноводной рыбы и ее реализация в виде филе или тушек  в охлажденном виде. К сожалению, имеющиеся рыбокомплексы, в том числе и Минский, сориентированы на переработку импортной морской замороженной рыбы, здесь, видимо, выше экономический интерес этих предприятий. Более того, в нынешнем году закрыли и Нарочанский рыбзавод, который частично перерабатывал пресноводную рыбу. С учетом сложившейся ситуации для  максимального расширения ассортимента рыбной продукции, сокращения потерь рыбы в процессе ее выращивания в  крупных хозяйствах мы вынуждены строить свои цеха по первичной переработке  рыбы. Такой цех введен в рыбхозе «Селец», планируем построить во всех, производящих более тысячи тонн рыбы в год. 

— Анатолий Аксентьевич, какие бы «вкусные» породы  рыбы мы ни перечисляли, а в основе ваших поставок был и остается карп, и это все же сезонный товар. Что делается для переспециализации на другие виды? 

— Такая работа активно проводится. Восстановлены садковые  линии (360 садков) на теплых водах таких хозяйств, как «Селец» и  «Новолукомльский». Они уже могут круглогодично использовать свои силы. Проектная мощность производства — 200 тонн хозяйственно-ценных рыб, таких, как радужная форель, осетр, стерлядь. Завезены производители, в этом году будет получен свой посадочный материал, дальше вступает в дело технология выращивания. Идет реконструкция рыбопитомника «Богушевский». На его базе будет выращиваться 150 тонн товарной радужной форели, планируется подращивание и получение посадочного материала форели и сиговых видов рыб. 

Ведется работа по более эффективному использованию в рыбоводстве  естественных водоемов, восстановлены воспроизводственные комплексы в Витебской области, где планируется получение посадочного материала аборигенных видов рыб для зарыбления естественных голубых нив. 

Ведутся работы по восстановлению естественных нерестилищ, особенно по крупным рекам — Припяти, Березине и другим. На этой основе планируем увеличить уловы озерно-речной  рыбы. 

Дальнейшее развитие рыбоводства в республике видим в создании рыбоводных хозяйств, в том числе и фермерских, по выращиванию хозяйственно-ценных видов рыб, прежде всего форели, осетровых. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter