Рыба ищет, где дешевле

Дважды в год моя подруга соблюдает пост.
Дважды в год моя подруга соблюдает пост. Хоть и подозреваю, что основной движущей силой у Марины, воспитанной на атеистических принципах советской школы, является элементарное женское желание похудеть, результат всегда впечатляет: постройневшая фигура и свежий блеск в глазах всякий раз вызывают у меня восхищение и краткосрочный порыв последовать ее примеру. Однако, заглянув на днях к подруге, была удивлена: вместо картошки с селедочкой она принялась меня потчевать... домашними котлетами. "Учительской зарплаты не хватает на то, чтобы заменить рыбу мясом, а на одних овощах и кашах я не выдерживаю", - посетовала Марина.

В тот же вечер я заглянула в специализированный рыбный магазин. Выбор пресервов таков, что глаза разбегаются: селедочка в маринадах, заливках, с овощами... Не только вкусно, но и удобно: никакой тебе готовки, открыл и съел. Продавщица с гордостью сообщила мне, что выбор изделий из сельди разнообразнее, чем в соседней Польше. Таковы, мол, плоды конкуренции. На промышленную переработку рыбы, как я узнала позже, у нас выдано порядка 350 лицензий. При всем этом покупателей маловато. Две тысячи рублей за 180-граммовую баночку - дорого для человека со средним достатком: на эти деньги на рынке можно килограмм мороженого минтая купить.

Однако, поговорив с переработчиками рыбы, узнала, что они не жируют: рентабельность в отрасли только за последний год упала с 30 до 8 процентов. Основной удар нанесло недавнее двукратное повышение цен на рыбу на мировом рынке, спровоцированное увеличившимся спросом на нее. Собственного рыбного сырья в Беларуси, можно сказать, нет. Прудовые хозяйства не в счет: они выращивают все больше нестандарт, малопригодный для переработки. Кроме того, сырье рыбхозов - слишком дорогое. Минское ОАО "Рыбокомплекс", взяв полтонны толстолобика для того, чтобы разнообразить ассортимент в своих магазинах, месяц пытается безуспешно продать его: он стоит дороже готового филе сельди или горбуши. Так что перерабатывающие предприятия вынуждены завозить сырье из-за пределов страны.

По словам первого заместителя генерального директора ГО "Госрыбхоз" Виктора Тишевича, собственной "оборотки" у переработчиков нет. По этой причине износ оборудования цехов местами достиг 80 - 90 процентов. Льготные кредиты, в отличие от рыбхозов, для предприятий не предусмотрены. Приходится брать деньги в банках под полную ставку рефинансирования. Только в этом году рыбная отрасль получила таким образом более 1 млрд. рублей. Ситуация осложняется высокой стоимостью электроэнергии и нерасчетами торговли. Цена же не всегда компенсирует затраты. Регулирование цены в соответствии с инфляционным показателем часть продукции делает заведомо убыточной. А согласование цен отнимает порой полмесяца, что для скоропортящегося товара, которым являются многие рыбные деликатесы, почти катастрофа.

Кроме того, поставщики сырья диктуют предприятиям свои условия, все больше загоняя их экономику в угол. В итоге из необходимых 9 тысяч тонн рыбы "Госрыбхоз" завез менее половины. Государственная программа обеспечения населения рыбой и морепродуктами тем самым проваливается.

Все могло быть по-другому, если бы Беларусь сама участвовала в добыче рыбы. Собственно, об этом речь уже ведется лет 5. Наша страна претендует на получение квот на вылов рыбы в российской акватории. До нового года по этому поводу должно быть подписано межправительственное соглашение. Однако, как считает директор ОАО "Рыбокомплекс" Владимир Питюков, необходимо проработать и другие варианты. Например, африканские государства сами предлагают Беларуси квоты на вылов скумбрии, ставриды, сардинеллы по ценам ниже российских. Недавно сотрудничеством с белорусскими рыбопереработчиками заинтересовалась Мавритания. Увы, Беларуси не по силам содержать собственный флот. Однако, по оценкам специалистов, даже наличие всего лишь 5 - 7 судов существенно снизило бы затраты при завозе сырья. Может, тогда вместо 6 килограммов рыбы мы потребляли бы все 20, как того требуют медицинские нормы. И моя подруга не страдала бы от того, что не может поститься из-за низких доходов. Но для этого, как полагают специалисты, проблема требует государственного подхода. Силами рыбоперерабатывающих предприятий ее не решить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter