В документальном фильме под названием “Шел солдат” известный писатель Константин Симонов рассказал о простом белорусском парне Карле Куркевиче

Рядовой воинской славы

В документальном фильме под названием “Шел солдат” известный писатель Константин Симонов рассказал о простом белорусском парне Карле Куркевиче
В знаменитом документальном фильме под названием “Шел солдат”, посвященном главному творцу Великой  Победы – рядовому бойцу, известный писатель Константин Симонов рассказал о простом белорусском парне Карле Куркевиче





Но вначале было письмо: “В Москве на Центральной студии документальных фильмов планируют выпустить к 30-й годовщине Великой Отечественной  войны объемный документальный фильм о рядовом советском солдате... Хотят показать в этом фильме и героизм, и его воинский труд, и жизнь на войне –  рассказать все как было. Потому я обращаюсь к вам, Карл Станиславович, с просьбой ответить, если найдете время, как можно подробнее на мои вопросы. С уважением, Константин Симонов”.

Полный кавалер ордена Славы Карл Куркевич не стал писать ответ писателю, а сам поехал к нему в Москву.

Бороться и не сдаваться

Осенней ночью 1937 года отца Карла, директора Любанской МТС, Станислава Куркевича увез  черный воронок. Оклеветанный Станислав Иванович так и не вернется домой. Посмертно его полностью реабилитируют. Но это будет потом...

А что было делать сыновьям “врага народа”, когда покорившие пол-Европы  гитлеровцы обещают белорусам “новый порядок”, справедливость и все блага? Помогая оккупантам, мстить за отца или защищать родную землю?

Когда через неделю после начала войны гитлеровские автомашины появились  возле белорусского райцентра Любань, их встретили взрывы  гранат.

Диверсию организовал вместе с друзьями старший брат Карла – Болеслав. Позже они распространяли советские  листовки, чем могли помогали партизанам, которые, кстати, уже в 1941-м, к 24-й годовщине Великого Октября, разгромили укрепленный вражеский гарнизон в райцентре.

Через год гитлеровцы арестовали Болеслава, долго допрашивали, но, ничего не добившись, расстреляли. Младший, ушедший с матерью в партизанский отряд имени Громова, стал в строй вместо старшего брата: Карлу еще не было16 лет, когда он вместе со взрослыми пускал под откос эшелоны, громил вражеские гарнизоны. А после освобождения Беларуси пошел на фронт, на передовую.

Рядовой пехотинец – это настоящий воин. Ведь по-настоящему отвоеванной, освобожденной  считается та земля, которую солдат прошел, “пропахал” локтями и коленями...  И при этом фигура далеко не самая заметная. Взорвал, скажем, сапер вражеский эшелон – честь ему и хвала, сбил летчик самолет – поздравления, запись в послужной список, благодарность или награда.

Рядовой 515-го полка 134-й стрелковой дивизии Карл Куркевич всегда был среди атакующих, освобождая Беларусь и польские города. Но отличился в боях на немецкой земле.

Вот строки из рапорта командования: “4 февраля 1945 года на подступах к городу Франкфурт-на-Одере противник стремился остановить наступление 515-го полка. При отражении контратак особенно отличился тов. Куркевич – огнем своего автомата уничтожил полтора десятка фашистов. Представляется для правительственной награды – ордена Славы III степени. Командир полка подполковник Панамарчук”.

В конце февраля потребовалось срочно взять языка. Выждав момент, Куркевич стремительно преодолел городскую площадь, ворвался в подвал дома. Уничтожил двоих гитлеровцев, двое оставшихся подняли руки. Их солдат доставил в свой штаб.  Командир полка написал в очередном представлении: ходатайствуем о награждении мужественного, решительного ефрейтора орденом Отечественной войны II степени. Но командиры дивизии и корпуса посчитали, что солдат достоин более высокой награды. И в начале марта Карлу вручили орден Славы II степени.

“Ефрейтор Куркевич Карл Станиславович проявлял отвагу во время наступления советских войск на западном берегу р. Одер и штурма германской столицы. 19 апреля на подступах к Берлину 515-й полк овладел высотой 62,0. Отражая контратаку немцев, т. Куркевич сражался до последнего патрона, уничтожил 18 фашистских солдат. А в бою возле населенного пункта Деберин, 20 апреля, он уничтожил 13 гитлеровцев и 2 взял в плен...” – это строки из представления на орден Славы I степени.

Так всего за три месяца 18-летний солдат стал полным кавалером главного солдатского ордена.

В 1950 году старшина Куркевич демобилизовался, окончил текстильный техникум по специальности “техник-технолог”. Работал инструктором производственного обучения на Рижском текстильном комбинате, был награжден орденом Октябрьской Революции.

Забвению не подлежит


Встречу Константина Симонова и Карла Куркевича для потомков сохранили бесстрастные кадры кинохроники. Тогда, отложив все дела в сторону, Константин Симонов проговорил с Карлом Куркевичем целый день. Тем более что у военного журналиста Симонова и пехотинца Куркевича не раз пересекались фронтовые пути-дороги. Теперь они получили возможность взглянуть на многие известные им события с новых ракурсов: журналист – из солдатского окопа, пехотинец  – из штаба армии, фронта, где корреспонденту центральных газет, автору “Жди меня”, других известных стихотворений приходилось бывать не раз.

И, конечно же, особая тема разговора – Беларусь, где Карл Станиславович партизанил, а Константин Михайлович в начале войны делил тяготы и лишения с отступающими советскими войсками. Особым испытанием для военного корреспондента, попадавшего во всевозможные фронтовые переделки, стали бои за Могилев. Он не только был свидетелем беспримерного мужества, преданности родной земле советских солдат, офицеров и генералов, но и сам продемонстрировал там лучшие свои солдатские качества. Не случайно писатель Симонов, коренной петербуржец, завещал после смерти развеять его прах над Буйничским полем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter