Календарь и традиции

Рябиновые бусы

5 сентября — отдание православного праздника Успения.


6 сентября — память преподобномученика Серафима Жировичского.


И снова осень... Прошли–пролетели все три Спаса, и, как говорится: «Трэцi Спас — лета шась». А еще: «Трэцi святок — восень, браток». Сентябрь, конечно, порадует нас своим сдержанным теплом, но уже нужно доставать другую, не летнюю, одежку: «Трэцi Спас — то бяры рукавiцы ў запас». Значительно уменьшился световой день, все чаще холодает к ночи, привычными становятся туманы. В общем: «У вераснi адна ягада, ды i тая — горкая арабiна».


Между Спасами и в первой декаде сентября может случиться необычное природное явление — сильные ночные грозы с ветрами и страшными ливнями. Кажется, все небо сотрясается, образуются настоящие вихри. Название у такой ночи тоже необычное — «рябиновая». Особенно бурной она бывает на юго–западных территориях. Это очень наша, белорусская, особенность, можно даже сказать, своеобразный отличительный природный брэнд. По бытовавшим поверьям, в рябиновую ночь все злые силы выходят и собираются вместе, чтобы отметить свое главное торжество и навредить человеку. Страшно тогда оказаться где–нибудь в дороге, поле или в лесу. Но добрая стихия, в свою очередь, старается побороть появившуюся нечисть. Чтобы все обошлось и не произошло никакой беды, на окна вешали красные нити и нестираный «велiкодны абрус».


Вместе с тем считалось, что рябиновая ночь необходима для того, чтобы как следует выспели ягоды рябины. Если же они хорошенько не созреют, осень будет слякотной и холодной, а зима и весна — «бяспутнымi». Рябина очень часто встречается в белорусских народных легендах и песнях–балладах. Так, в рябину превращается невестка, «заклятая» злой свекровью, которая затем посылает своего сына срубить деревце. Сын послушался, но как только ударил по стройному стволу топором, потекла из раны человеческая кровь... Поэтому трогать рябину, обламывать ее ветки считалось делом опасным. Дерево может наказать: послать болезни или даже внезапную смерть. Чтобы отмолить вину, надо встать перед рябиной на колени, обнять ее и попросить прощения.


В народной традиции гроздья и листья рябины выступают и как надежный оберег. Наши предки считали, что, ударив палкой из рябины, можно даже «ваўкалаку» (человеку, заколдованному злыми силами и превращенному на какое–то время, чаще всего на ночь, в волка) навсегда вернуть нормальные облик и состояние. Говорили также, что когда–то ягоды рябины были очень сладкими, но потом черт «спаганiў» их, чтобы принести вред людям. Кроме того, существовала легенда, будто горькие ягоды рябины — это слезы Евы, пролившиеся после ее изгнания из рая.


Варили у нас и необыкновенное варенье из рябины, но только после того, как ягоды слегка тронет морозцем. Такое варенье с любопытной горчинкой и тонким ароматом получалось изысканным, достойным стола самой королевы. Настойка на рябине тоже была вкусная и необычная.


На предстоящей неделе в календаре два «сцiплых прысвятка». 5 сентября — день мученика Луппы. В одних местах у нас старались именно «на Луппу» сеять озимые, так как считали, это сулит хороший урожай. А в других, наоборот, — боялись, опасаясь, что тогда поле станет «плешивым», то есть хлеб плохо взойдет.


7 сентября почитали святого Варфоломея (Баутрамея), которого принимали также как помощника в нелегком труде при посеве озимых. По состоянию погоды в этот день определяли характер «надвор’я» на всю осень.

Фото Ольги ПАК.


Советская Белоруссия №164 (24545). Пятница, 29 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter