Рябиновая ночь

Народный календарь

22 августа. Именинники: Антоний (Антон), Юлиан, Маркиан, Иоанн (Иван), Яков (Якуб), Алексей, Дмитрий, Фотий, Петр, Леонтий, Мария, Маргарита (Марина).


К этому времени большая часть работ в поле уже выполнена, а значит, можно хоть чуть–чуть разогнуть спину, хотя до настоящего «адпачынку» еще далеко. Да и вообще, круговорот крестьянских работ практически бесконечный. На исходе календарного лета августовская «спёка» уходит, дни делаются прохладнее, а ночи случаются и вовсе холодные. Так что, «пасля Мацея мужык на полi ўжо не пацее».


23 августа. Именинники: Лаврентий, Вячеслав, Афанасий, Ларион, Роман.


Работа идет не столько в поле, сколько на мельнице, куда отправляются «з новай збажыной» и с «укручаным у палатно пачастункам» — ведь по обычаю и традиции мельник ничего не должен делать даром. Короче, «на Лаўрына спяшайся да млына».


24 августа. Именинники: Федор, Василий, Клавдий, Максим, Александр.


25 августа. Именинники: Сергий, Илья, Вячеслав, Иоанн (Иван), Антоний (Антон), Матвей, Михей, Дмитрий, Савва, Аркадий, Маркелл, Яков (Якуб), Федор, Петр, Алексей, Василий, Леонид, Николай, Капитон, Александр, Фотий.


26 августа. Именинники: Алексей, Яков (Якуб), Николай, Иоанн (Иван), Максим, Тихон, Василий, Ипполит.


27 августа. Именинники: Михей, Николай, Алексей, Аркадий, Александр, Василий, Маркелл, Матвей, Федор, Федосий, Владимир, Ева, Евдокия.


Последний день Успенского поста, самого «спажыўнага». Ведь запрет на скоромную пищу в это время совсем и не страшен — столько всего выросло и выспело на грядках и в садах, а в лесу много грибов...


28 августа. У православных — Успение Пресвятой Богородицы. Еще этот день у белорусов назывался «Прачыстая», «Спажа», «Спленне», «Зельная». К этому времени созревало большинство плодов и яровые. Поэтому утром в церковь несли освящать новый хлеб и «усялякую зелянiну». Освященное первое зерно перемешивалось с остальным и откладывалось для посева, чтобы на следующий год урожай выдался богатым, погода не подводила во время уборки, чтобы хорошо сохранилось зерно, не набрало лишней влаги и осталось к весне сильным. В народных песнях даже сама Божия Матерь, «Прачыстая», выступает помощницей на поле, в огороде, на пасеке: «Прачыстая прынесла хлеба чыстага», «Прачыстая снапкi падае, пчолак ладзiць, кадкi мёдам налiвае». К названию «Прачыстая» во многих регионах добавлялась характеристика: «першая», «вялiкая», «бальшая», и это отличало ее от другой «меншай», «малой», что отмечалась в сентябре. После «Прачыстай» начинали сеять озимые и копать картошку: «Спленне — цягнi бульбу за карэнне».


В конце августа, в период Спаса, по народным поверьям, ожидается «рябиновая ночь», когда гремит страшный гром, молнии сверкают по всему небу, будто и впрямь пророк Илья грозно разъезжает на своей огненной колеснице. Сильный ветер клонит к земле деревья, срывает ветки, поднимает страшные вихри, похожие на смерчи. Одни говорят, будто в эту ночь вся нечисть выходит, чтобы отмечать свой праздник, наводя страх вокруг. Другие, наоборот, верят в очистительные силы «рябиновой ночи», когда главные стихии — могучий ветер, срывающий и перегоняющий тучи, молнии и проливной дождь — объединяются, чтобы уничтожить все злое. Обычно уже накануне погода подает знаки о предстоящем разгуле стихии, поэтому в этот день старались не уходить далеко в лес или в поле — для своей же безопасности. А чтобы сберечь дом и хозяйственные постройки от молний и пожара, под крыши подвешивали красные нити, в некоторых регионах еще и нестиранную пасхальную скатерть — все это считалось верным оберегом. Иногда ночь оставалась «сухой» — с громом и молниями, но без дождя. А еще в народе считали, что грозы нужны для вызревания рябины. И если ягоды не поспели — жди плохого окончания лета и ранней холодной осени.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter