Рванувшая идиллия

В Дохе доминировали китайские спортсмены
В Дохе доминировали китайские спортсмены

В Дохе завершились Азиатские игры — второе крупнейшее в мире спортивное событие после Олимпийских игр. В 39 видах спорта соревновались 13.600 атлетов из 45 стран. Никто не сомневался, что в командном зачете победит Китай, так и вышло: на счету сборной из Поднебесной оказалось 316 медалей, из них 165 — золотые. И если на вопрос о том, кто будет первым, ответ был известен заранее, то за второе место борьба традиционно развернулась между Южной Кореей и Японией. В итоге вторыми стали корейцы, завоевавшие 58 золотых медалей, японцам удалось добыть «лишь» 50 медалей золотого достоинства.

Азиатские игры запомнятся грандиозной церемонией открытия (китайские зрители потребовали у своего олимпийского оргкомитета, чтобы в Пекине «все было еще шикарнее»), бесплатным жильем для спортсменов (богатый нефтью Катар расселил их за свой счет) и репутацией «генеральной репетиции перед Олимпиадой».

Вопросы мотивации

Китайские «спортивные» чиновники не скрывали сверхзадачи: проверить молодое поколение в условиях, максимально приближенных к олимпийским. Из 647 спортсменов, приехавших в Доху, 413 никогда ранее не принимали участия в международных соревнованиях высокого уровня. Большинство чемпионов остались дома, потому что «заслужили отдых», как сказал заместитель руководителя китайской делегации Дуань Шицзе.

Настоящих звезд было немного: олимпийский чемпион и мировой рекордсмен в беге на 110 м с барьерами Лю Сян да чемпионка по прыжкам в воду Го Цзинцзин. Они, конечно, не подвели.

Лю Сяну в Азии соревноваться не с кем — это знают и он сам, и его тренер, и даже бегуны. Он приехал, чтобы установить еще один рекорд — Азиатских игр, и ему это удалось. Хотя результат (13,15 сек.) существенно ниже его собственного мирового рекорда (12,88), Лю Сян доволен — все любят побеждать. Перед отпуском, который чемпион собирается провести с родителями в родном Шанхае, чтобы «наконец–то поесть маминой еды», он отправился по магазинам в Дохе: «часы здесь дешевле, чем в Европе».

Дела сердечные

Азиатские игры запомнятся китайцам еще и тем, что пресса начала открыто говорить о любовных увлечениях своих кумиров, да и сами спортсмены перестали делать из этого тайну. А ведь еще накануне Олимпиады в Афинах лидеры мужской и женской национальных сборных по настольному теннису были исключены из команды за «любовную связь», которая якобы мешала им тренироваться. Теперь (нужно полагать, с большим удивлением для себя) тренеры и чиновники обнаружили, что романтические отношения не только не мешают, но даже привлекают к спорту больше внимания.

Уже никого не раздражает, когда Лю Сяну на пресс–конференции задают вопрос о том, есть ли у него девушка. Чемпион с грустью отвечает: «Я стараюсь найти девушку, но это на самом деле сложно. Преодолевать барьеры во время бега мне гораздо проще».

Пока один из самых завидных женихов Поднебесной в поиске, завидная невеста — чемпионка по прыжкам в воду и просто красавица Го Цзинцзин красуется на обложках таблоидов в компании со своим другом Кеннетом Фоком, внуком одного из самых богатых олигархов Гонконга. Они больше не скрывают своих отношений, и Кеннет не только подарил своей возлюбленной шикарную квартиру в центре Пекина, но и приехал в Доху, чтобы ее поддержать. Все газеты отметили, что во время соревнований Фок был одет в майку китайской, а не гонконгской (выступающей отдельной командой) сборной.

Китайские прыгуньи в воду и богачи из Гонконга — одна из любимых тем прессы. Несколько лет назад завершившая спортивную карьеру «королева трамплина» Фу Минся вышла замуж за тогдашнего министра финансов Гонконга (он на 25 лет старше), превратившись в образцовую домохозяйку с двумя детьми. Го Цзинцзин не отрицает, что может повторить судьбу подруги: «Олимпиада в Пекине будет моим последним соревнованием».

Взрослые дети

Принято считать, что спорт — удел молодых и после 30 делать там нечего. Это и так, и не так одновременно: многое зависит от вида спорта, что доказывают нынешние Азиатские игры. Между самым молодым и самым пожилым участником разница во впечатляющие 55 лет.

Десятилетний иракский мальчик Амер Али был последним в заплывах на 200 м на спине. Но это не помешало ему уверенно заявить, что через несколько лет он «завоюет золото для своей страны».

Школьнице из Катара Алии Шоуди исполнится 11 в декабре, но она уже приняла участие в соревнованиях по парусному спорту вместе с отцом. «У нее выдающийся спортивный талант», — утверждают специалисты.

Самым возрастным участником игр стал 65–летний бильярдист Алан Пуан Тейк Чун из Сингапура: «Это мои первые и, возможно, последние игры. Но я буду участвовать в соревнованиях, пока у меня есть силы. Ведь бильярд — это в основном вопрос мастерства, возраст и выносливость не так важны». Эмико Накагава из Японии лишь на 10 недель младше сингапурского спортсмена. Она была чемпионкой Японии по шахматам в далеком 1975 году и продолжает участвовать в соревнованиях по сей день.

Скандалы и сенсации

Бодибилдер из Ирака Саад Фаеаз ввез в Катар 134 ампулы анаболического стероида нандролона, который запрещен Международным и Азиатским олимпийскими комитетами. Однако в самом Катаре этот препарат к запрещенным не относится, и Фаеазу даже разрешили принять участие в соревнованиях, но потом все же лишили аккредитации. Спортсмен из Багдада стал первым в истории игр, которого дисквалифицировали без проведения лабораторных тестов.

В легкой атлетике победу в командном зачете одержали Бахрейн и Катар. А ведь эти страны не имеют серьезных легкоатлетических традиций. Впрочем, не стоит удивляться «прогрессу». Под бахрейнскими и катарскими флагами, взяв бахрейнские и катарские фамилии, выступали исключительно спортсмены, родившиеся и ставшие известными в Африке. Победы этим командам принесли африканские стайеры, натурализованные арабскими государствами. Например, Юсуф Саад Камель, выступающий сейчас за Бахрейн, в недавнем прошлом был одним из лучших кенийских бегунов на 800–метровке, а звали его Грегори Кончеллах. Марьям Юссуф Джамал — это бывшая эфиопская бегунья на 1.500 м Зенебех Коту Тула. Теперь же она «соотечественница» Саада. Эти факты вызвали возмущение в рядах соперников.

И знаете, применить к бахрейнцам и катарцам какие–либо санкции не представляется возможным. У Международной федерации легкой атлетики очень мягкий регламент в отношении смены спортивного гражданства. Если спортсмен захочет выступать за другую страну, предусмотрен трехлетний карантин, в течение которого он не может участвовать в международных соревнованиях. Однако предусмотрена и возможность для двух соответствующих национальных федераций договориться полюбовно — в этом случае карантин отменяется. Договоренность между богатыми странами Персидского залива и африканскими заключается, как водится, в выплате последним солидных денежных компенсаций. Так, три года назад за мирового лидера в беге на 3.000 м с препятствиями Стивена Чероно (теперь он превратился в Саифа Саида Шахина) Катар заплатил самому бегуну и кенийской федерации миллион долларов.

Он или она?

Последняя новость из Дохи вообще сразила наповал. Индийская легкоатлетка Санти Сундараджан, ставшая второй в беге на 800 метров, не прошла... тест на проверку пола. Медали Санти наверняка лишат (третье место в этом виде соревнования заняла казахстанская спортсменка Виктория Яловцева, а четвертое — представительница Узбекистана Замира Амирова), но осадок, как говорится, остался...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter