Русый: когда проблема неоднозначная — решай ее в интересах человека

Белорусская Конституция гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». И мы с гордостью говорим, что наше государство для народа. С одной стороны, политика и экономика направлены на реализацию пожеланий широких масс, с другой — каждый человек или коллектив может обратиться с личной проблемой в органы власти различного уровня, где его обязательно услышат и помогут. Главное — проявить искреннюю заинтересованность к судьбам людей, не оставаться равнодушными, каждое обращение доводить до логического завершения, считает председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Михаил Русый. 

Александр Лукашенко:

«Обращения граждан, приемы, телефонные линии, диалоговые площадки, административные процедуры — это лишь видимая часть процесса. Мы работаем с населением всегда, независимо от наличия или отсутствия прямых контактов с жителями своих районов, городов, сел, улиц. Мы сами с вами население. И вы знаете, какие результаты нашей с вами работы создают благоприятную атмосферу в обществе в целом, а какие формируют в государстве политические риски».

Из выступления на республиканском семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне» 10 июня 2022 года
— Михаил Иванович, некоторые сограждане полагают, что Совет Республики занят преимущественно тем, что одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.

— Конечно, это важная часть нашей работы. Но мы занимаемся еще и многим другим, в том числе законотворчеством на различных стадиях данного процесса. По поручению Президента при Совете Республики создан экспертный совет, который возглавляет руководитель верхней палаты Парламента Наталья Кочанова. Его задача — оценивать на жизнеспособность проекты законодательных актов по важнейшим вопросам развития страны. В состав совета входят наиболее авторитетные ученые и практики из разных областей. Кроме того, к участию в заседаниях приглашаются специалисты по конкретным профильным вопросам. Возьмем, например, проект Закона «Об изменении законов по вопросам местного управления и самоуправления». Главой государства поставлена задача сместить центр принятия решений на местные органы власти. Документ предварительно отработан со всеми заинтересованными органами. Дополнительно провели четыре заседания Президиума Совета Республики и столько же выездных заседаний Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики. Систематизировали предложения представителей местных Советов всех областей, но и после этого на заседании экспертного совета выявили большое количество нерешенных проблем. 

Или закон по агроэкотуризму. Прошел только с третьего захода. Встречаясь с людьми на местах и анализируя увиденное на экспертном совете, долго изучали, как он будет работать. А то как бывает: закон приняли, а через год оказалось, что учтено не все. Ведь хорошо проработанный нормативный акт должен действовать хотя бы десять лет.

Допустим, готовится законопроект, а в нем ссылки, что такие-то положения будут разработаны Правительством или министерством. А потом выясняется, что некоторые из этих положений могут вступать в противоречие с законом. Поэтому и было решено, что законопроекты должны готовиться пакетным принципом: разрабатывать законопроект одновременно с подзаконными актами, на которые идут ссылки. 

Недавно рассматривали на экспертном совете проект Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Полтора года идет разработка. А когда вроде бы вышли на финишную прямую и собрали руководителей ведомственных организаций и бывших министров, получили от них очень много ценных предложений. Только благодаря таким подходам законопроекты становятся более жизненными.

Фото из архива «СБ»

— В Совет Республики приходят коллективные обращения. Чаще всего людей волнует судьба предприятий, где они работают. Расскажите на конкретных примерах, как решались такие проблемы?  

— Рассматривал с выездом на место обращение представителей трудового коллектива Миорского мясокомбината, касающееся его реорганизации и присоединения к Глубокскому. У последнего прекрасный убойный цех, соответствующий всем современным требованиям. В Миорах он попроще. Но это ведь не повод присоединять одно предприятие к другому. Мясокомбинат в Миорах работает прибыльно, имеет градообразующее значение: удельный вес объема производства и налоговых отчислений достигает 50 процентов.

Поэтому предложили выработать приемлемую систему загрузки обоих предприятий. То есть надо было проявить гибкость и не принимать скоропалительных решений, которые могут навредить делу и людям.

В Совет Республики обращался и коллектив производственного цеха ОАО «Полоцкий молочный комбинат» в Новолукомле. Там выпускается зерненый творог, перерабатывается 20 тонн молока в сутки. Его не хватало для загрузки крупных комбинатов, а потому цех наметили закрыть. Хорошо, а куда девать 47 человек, что для небольшого города весьма существенно? С областными властями все просчитали и решили, что цех должен действовать. То есть надо было думать не о его закрытии, а о том, как увеличить производство сырья, чтобы хватало всем. Недавно я там еще раз побывал и рад, что работа наладилась. И вообще у нас такое правило: даже если проблема решена, все равно держим ее на контроле.

— К вам обращаются и с личными проблемами. Вы их решаете. А какое еще значение имеет сам процесс рассмот­рения таких вопросов? 

— Непосредственное общение с людьми во время личного приема способствует укреплению доверия к власти. Прямой контакт всегда воспринимается позитивно. Кроме того, возможность взглянуть на проблему своими глазами зачастую очень важна для ее успешного разрешения.
Например, обратились жители небольшой деревни Ракини Копыльского района. В трех километрах есть ФАП, однако до райбольницы в Копыле целых 42. Зато всего в двух километрах в горпоселке Красная Слобода находится больница. Но это уже Солигорский район, и туда жители Ракиней не могут обращаться. К тому же от их деревни до горпоселка дорога в плохом состоянии. Вот сельчане и просили привести ее в порядок, а также разрешить лечиться в Красной Слободе, чтобы было проще и больным, и навещающим их родственникам. Вопрос по больнице решился в течение месяца.
А дорогу должны сделать к 9 мая 2023 года. Выедем и проверим вместе с жителями.

— Люди обращаются в высокие инстанции, минуя местные. Почему? Рассчитывают с помощью республиканских органов проблему решить быстрее или районные власти не смогли справиться?

— И так и так, примерно пополам. Райисполкомам надо занимать более активную позицию в работе с населением, принимать решения в интересах людей. А то иногда, например, дают такой ответ: «В свое время землеустроитель ошибся при определении координат, он наказан». И что с того человеку, который не может зарегистрировать участок? Вместо отписок должно быть исправление ошибок.

— А бывают ситуации, когда разрешить проблемы сложно?

— Конечно. Но в таких случаях руководствуемся требованиями Директивы № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения». Одно из его положений гласит: «В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан». Порой и парламентарии не могут решить некоторые неоднозначные вопросы. Тогда обращаемся к Главе государства. Вот пример. Муж, жена, дочь — офицеры МВД, все заболели туберкулезом. Раньше жили в двухкомнатной квартире, ее вернули ведомству. Получили трехкомнатную, но это социальное жилье, не подлежащее приватизации. Люди потеряли возможность иметь свое и в новой ситуации обзавестись им не могут. Президент Республики Беларусь разрешил им приватизацию на общих основаниях с рассрочкой платежа.  

Еще пример. Мать в 1990-е лишена родительских прав, дети остались без собственного жилья и получили социальную квартиру. Они обратились к нам: помогите восстановить справедливость. Глава государства дал добро на приватизацию по рыночной стоимости с рассрочкой. Все это подтверждает неоднократно сказанное Президентом Республики Беларусь: на каждый случай закон не напишешь. Важно в непростых ситуациях проявлять человечность. 

 К тому же подобные ситуации подталкивают к необходимости корректировки законодательства. Например, многодетная семья в Светлогорском районе купила дом в деревне, но он оказался аварийным. Захотели получить положенную по закону квартиру на льготных основаниях, а им говорят: «У вас есть жилплощадь в деревне. Признана аварийной? Снесите». Так и сделали. Но все равно права на льготы не получили, потому как это считается ухудшением жилищных условий. Мы подготовим материалы в адрес Президента с просьбой помочь этой семье. Вероятно, надо внести и небольшие корректировки в жилищное законодательство. Допустим, чтобы такие сложные вопросы решали облисполкомы.  

— Наверняка случается и такое: люди требуют чего-то в угоду своим корыстным интересам?

— Да, бывает. Вот сейчас разбираемся. Жители одной из улиц когда-то пригородной деревни (уже территория столицы) самовольно заняли дополнительные участки земли и поставили заборы. По старому закону их следовало снести. Сейчас принят новый Земельный кодекс. Он позволяет узаконить сложившиеся границы участков с выкупом излишек площади.  

— Когда поступает коллективное или индивидуальное обращение, вы выезжаете на место для решения проблемы. Но ведь посещаете трудовые коллективы и тогда, когда от них нет негативных сигналов.

— Члены Совета Республики минимум раз в месяц обязательно бывают в трудовых коллективах. Цель: рассказать о политике государства, принимаемых решениях в различных сферах, узнать мнения людей и учитывать их в дальнейшем. В конце марта встретился с сотрудниками ОАО «Городейский сахарный комбинат» Несвижского района. Стратегическое значение сахарной отрасли для экономики Беларуси многократно подчеркивал Глава государства в своих выступлениях. Это очень перспективная сфера деятельности для национальной экономики. Вспомним: в 2002-м получили чуть больше миллиона тонн сахарной свеклы, а через два года, после принятия программы о развитии данной отрасли, — свыше 3 миллионов. Затем вплотную приближались к 5 миллионам. В 2023-м намечено этот рубеж взять. Постоянное наличие отечественного продукта на полках по приемлемой для населения цене — своего рода индикатор стабильности продовольственного рынка. Кроме того, учитывая, что сахара в стране производится достаточно, отрасль обладает значительным экспортным потенциалом.

Фото из архива «СБ»

Встреча в Городее была полезна не только тем, что я услышал мнение людей, изучил состояние и перспективы развития предприятия, но и узнал о небольшой проблеме детского сада, которую областные власти пообещали решить.

— Продолжим разговор об агропромышленном комплексе. В конце прошлого года в ходе рабочей поездки в Брестскую область вы участвовали в торжественном открытии молочно-товарной фермы в СПК «Ляховичский» одноименного района. Какие выводы для себя сделали?

— Надо продолжать строить такие объекты по всей стране. Это наше будущее. С помощью таких ферм можно увеличить производство молока и улучшить его качество, увеличить экспортных потенциал отрасли. Ведь главное — экономика. Молочная отрасль дает наибольшие доходы в экспорте АПК, который в прошлом году составил 8,3 миллиарда долларов.

— Тем не менее в молочном животноводстве получается не все. Три области работают успешно, у трех есть проблемы. Надой от коровы в Гомельской области уменьшался несколько лет, в 2022-м остановился, но падение валового производства продолжилось. Витебская и Могилевская сминусовали по этому показателю. Почему так происходит?

— Там клубок проблем, а все начинается с земли. Например, на Гомельщине очень мало подняли зяби прошлой осенью, поздно посеяли озимые, недовнесли глифосаты — а это сдерживает темпы полевых работ весной. Уже неизбежны потери как кормов, так и зерна. 

— В последнее время особый интерес к фермерам: ставится задача с их помощью улучшить обеспеченность плодоовощной продукцией. Этой проблеме большое внимание уделяет лично заместитель Премьер-министра Леонид Заяц.

— Хранилищ у нас достаточно, они даже процентов на 30 не заполняются. Нужно выстроить правильную систему работы от производителя до потребителя, заранее заключать договоры на производство и сбыт. Тогда не будет ситуации, что у одних продукция пропадает, а у других ее на прилавках нет. 

Фото из архива «СБ»

В заключение беседы хочу сказать: у нас высокоразвитое сельское хозяйство, которое уже давно обеспечило продовольственную безопасность страны. Но работать еще есть над чем. Преодолеем существующие проблемы, а в этом я уверен, — получим больше продукции. Экономика хозяйств станет крепче, увеличится загрузка перерабатывающих предприятий, возрастет экспорт. Все это положительно скажется на доходах работников отрасли. Ради этого и живем.  

— Спасибо, Михаил Иванович, за обстоятельный разговор.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter