Русской песни запевала

Борис Лепешко из Бреста в статье "Ты мне - песню, я тебе - рублик" ("СБ", 16.
Борис Лепешко из Бреста в статье "Ты мне - песню, я тебе - рублик" ("СБ", 16.03.2004 г.) пишет: "Как-то по телевизору показали сюжет - Николай Рыбников пел песню из кинофильма "Весна на Заречной улице". С проникновенными словами "Когда весна придет, не знаю..."

Далее автор рассуждает о том, что "он пел совсем не так, как мы привыкли за последние годы", что он не озвучивал текст, не следил за тем, чтобы попасть в "фанеру", не думал о том, сколько и чего он "срубит" по итогам этого выступления. Он пел. "И потому, - заключает автор, - если почитать нынешнюю массовую литературу, послушать такие же песни, то "захочется слушать Николая Рыбникова".

Очень трезвые рассуждения и замечательные слова!

Однако они, а также тот факт, что не было ни малейшего упоминания о человеке, не менее, чем Н.Рыбников, причастном к цитируемым выше "проникновенным словам", навели меня на некоторые размышления. Ими я и хотел бы поделиться с читателями газеты.

Надо сказать, что Николаю Рыбникову повезло. Его помнят по фильмам и хотят слушать, хотя он не был профессиональным певцом. Да и в названном номере "СБ" опубликован его портрет. А ведь всем известно, что написал эту песню не он.

В отличие от Рыбникова, автору задушевных слов этой песни не повезло. Если о Рыбникове после выхода фильма на экраны заговорила вся наша бывшая огромная страна, стараясь подпевать ему, то автор слов остался неизвестным. Его фамилии не было в титрах фильма рядом с композитором Борисом Мокроусовым.

Кто же он такой и почему так несправедливо поступили с ним?

Известный поэт Ярослав Смеляков обратился как-то к нему с такими словами

: Мне во что бы то ни стало,

Надо встретиться с тобой,

Русской песни запевала

И ее мастеровой.

Сам он, проживая с Александром Твардовским в одном доме возле Киевского вокзала, запросто заходил к автору "Василия Теркина" и называл его по-домашнему Сашей. А песню "Соловьи" на слова этого автора маршал Жуков считал одной из лучших песен о войне.

Не стану больше утомлять читателей догадками - это был Алексей Иванович Фатьянов. Ныне неоправданно полузабытый, но во время войны и в первые годы после нее широко известный поэт-песенник.

Родился Алексей Иванович Фатьянов 5 марта 1919 года в слободе Малое Петрино возле районного центра Вязники Владимирской области. После окончания средней школы учился в Московской студии имени Дьякова при Театре Красной Армии, затем - в Литературном институте. В 1940 году добровольцем пошел на Финский фронт, а во время Великой Отечественной войны являлся литсотрудником ансамбля Красной Армии и корреспондентом фронтовой газеты "За Родину".

Хорошо зная психологию бойца, его фронтовой быт, сокровенные мысли и чаяния, Алексей Фатьянов все это излагал в своих стихах. Он будто бы вел дружеский разговор с соседом по окопу о задушевном и сокровенном - о девушках, о крепкой мужской дружбе и взаимовыручке, о мирной жизни, повседневных солдатских заботах, несокрушимой вере в победу.

Пришла и к нам на фронт весна,

Ребятам стало не до сна,

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Эти слова Фатьянов написал в 1942 году. Солдаты уже настолько привыкли к орудийному грохоту, что не обращают на него внимания. Сразу, без испытательного срока, воспринимал песни, написанные на слова Фатьянова, и весь народ. К концу войны он стал одним из самых популярных поэтов-песенников.

Василий Павлович Соловьев-Седой вспоминал, что с ним очень легко работалось, потому что он приносил не просто стихи, а и подсказывал, если не мелодию, то канву песни. Познакомились они еще накануне войны в Чапаевске Оренбургской области. К нему подошел солдат, представился и предложил стихотворение "Тальяночка". Оно понравилось композитору своей мелодичностью, и он буквально тут же написал музыку. Так же моментально, в течение одного утра, появились две широко известные песни "Соловьи" и "Ничего не говорила". А всего Соловьев-Седой в соавторстве с Алексеем Фатьяновым создал свыше 80 прекрасных произведений.

Общее количество песен, написанных разными композиторами на стихи Фатьянова, приблизилось к двум сотням. Кроме названных, наибольшую популярность среди них завоевали "На солнечной поляночке", "На крылечке твоем", "Горит свечи огарочек", "Перелетные птицы", "Золотые огоньки", "Давно мы дома не были", "В городском саду", "Дорога, дорога", "Где же вы теперь, друзья-однополчане", "Когда весна придет, не знаю", "Тишина за Рогожской заставой", "Когда проходит молодость", "Мы - люди большого полета", а также песни из кинофильмов "Свадьба с приданым", "Солдат Иван Бровкин", "Иван Бровкин на целине", "Дом, в котором я живу", "Очередной рейс".

И сколько еще новых задушевных песен имели бы мы, если бы Алексей Фатьянов не ушел так рано. Рослый, крепкий, жизнерадостный, по свидетельству его друзей, он не выглядел болезненным, и вроде бы ничто не предвещало беды. Но она пришла, когда поэту исполнилось всего лишь 40 лет. Сдало сердце.

В одной из песен есть такие слова

: Горит свечи огарочек,

Гремит недальний бой.

Налей, дружок, по чарочке,

По нашей фронтовой!

Фронтовую чарочку, или, как ее еще называли, "боевые 100 грамм", наливали бойцам для ликвидации стрессов, "для сугреву" и поднятия боевого духа. Алексей Фатьянов находился в действующей армии пять лет. И после победного салюта не смог решительно отказаться от такой привычки. Многим фронтовикам это прощали. Ему - нет, что явилось изнанкой его огромной популярности. Равняться на поэта с вредной привычкой власти позволить не хотели.

В 1946 году на экраны вышла вторая серия кинофильма "Большая жизнь" (первая была снята еще в 1940 году). В фильме играли известные актеры - Марк Бернес, Борис Андреев, Иван Пельтцер и Петр Алейников. В нем прозвучало несколько специально написанных песен. Фатьяновская "Три года ты мне снилась" сразу же стала популярной.

И тут, как гром с ясного неба, 6 сентября в "Правде" было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором фильм подвергался серьезной критике. В том числе и за песни. В нем говорилось: "Введенные в фильм песни (композитор Н.Богословский, авторы стихов А.Фатьянов, В.Агапов) проникнуты кабацкой меланхолией и чужды советским людям".

Услужливые цензоры и редакторы восприняли эти слова как оценку всего творчества поэта и начали чинить ему всевозможные препоны.

Поэт-песенник Лев Ошанин в своих воспоминаниях писал о чувстве своей вины перед Фатьяновым за то, что не отстоял его права участвовать в ежегодном сборнике "День поэзии", когда тот предложил стихи "Когда весна придет, не знаю" и "На крылечке твоем". Все члены редколлегии тогда высказались против. Услышав их решение, Фатьянов, прошедший две войны, не смог скрыть своих слез. А через некоторое время вышел фильм, в котором прозвучали песни на эти слова, и их запела вся страна. Однако рядом с именем композитора Бориса Мокроусова в титрах не было имени автора этих стихов, что, несомненно, явилось еще большим ударом по самолюбию поэта. Но свет, как говорится, не без добрых людей. В то время как поэт на своей малой родине, во Владимире, безуспешно упрашивал директора областного издательства напечатать хоть небольшой сборничек стихов, главный редактор этого издательства Капитолина Афанасьева рискнула взять на себя такую ответственность. Сама побывав на фронте, она любила песни Фатьянова и в обход всех планов на издания использовала на такое дело весь резерв бумаги, предназначенной для печатания партийных материалов. Сборник вышел 25-тысячным тиражом, что было невиданным явлением для областного издательства.

Кстати, через несколько лет Капитолина Афанасьевна таким же образом издала первую книгу Андрея Вознесенского "Мозаика", чего он никак не мог добиться в Москве и навсегда остался благодарен своей "крестной".

Однако такой воистину царский подарок Фатьянову был редким исключением. Спустя два года в одной из владимирских гостиниц на его шутливый вопрос к коридорной "Почему нет девочек?" последовал звонок в милицию. Затем было сообщение в Союз писателей, и его за такой поступок на полгода исключили из своих рядов. Оправиться от удара он уже не смог и вскоре после этого умер.

Чиновники из Союза писателей отказывались устанавливать у себя гроб с телом Фатьянова. Тогда Василий Соловьев-Седой пригрозил устроить скандал и организовать прощальную панихиду в Союзе композиторов. Чем наконец образумил чиновников.

Спустя время сборники стихотворений и поэм Алексея Фатьянова были изданы в Ярославле и в Москве. А с 1973 года на его малой родине, в Вязниках, регулярно проводятся Фатьяновские песенные праздники. На них приезжают известные литераторы, певцы, любители яркого поэтического таланта Алексея Фатьянова, его земляки.

В первых числах октября 1997 года участники Есенинской научной конференции от памятника Сергею Есенину, что на Тверской улице, ехали на могилу поэта на Ваганьковское кладбище, где ему также установлен памятник. Создатель этих двух великолепных скульптур Анатолий Бичуков рассказывал нам о том, как за два месяца до того он ночью безумно удивил таксиста, попросив его отвезти на Ваганьковское. Причина заключалась в следующем. С вечера над столицей разыгралась ужасная буря, наделавшая много бед. Скульптор боялся, что согнутый над памятником Есенину клен мог упасть и разбить беломраморное изваяние. К счастью, его опасения оказались напрасными.

После торжественных мероприятий у могилы Есенина я решил побывать у надгробия Алексею Фатьянову, установленного его женой - Галиной Николаевой. Благо это недалеко. Есенин похоронен на 17-м участке, а Фатьянов - на 20-м. Но что творилось на моем пути! Буря искромсала почти все деревья, многие памятники и надгробия. И каково же было мое удивление, когда я издали увидел одиноко уцелевшее величественное надгробие Алексея Фатьянова с его прекрасным профилем.

Никак сами небесные силы отвратили беду от безвременно ушедших двух прекрасных мастеров песенного слова.

Петр РАДЕЧКО, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter