Русских романсов волшебные звуки

Концерт Марины Шутовой в Рахманиновском зале Московской консерваторииВ перерыве между двумя отделениями концерта сидящие позади меня дамы стали обсуждать услышанное. «Да что для такой большой певицы, как Шутова, эти романсы, эти музыкальные миниатюры, – было сказано. – Это же не оперные партии». Хотелось попросить: с этого места, пожалуйста, поподробнее…

Конечно, многие оперные партии, написанные прославленными мировыми композиторами для меццо-сопрано, – это развернутые музыкальные полотна, с яркими характерами героинь, сложнейшим музыкальным языком, довольно часто предполагающим определенные вокальные трудности. И немалые. Там и голос нужен – ого-го. Такой, чтобы без физических сверхусилий его можно было  услышать на последнем ряду или высоко на галерке в огромном театральном зале.
Марина Шутова, получившая образование в Московской консерватории, где училась у Елены Образцовой, обладает сильным и красивым по тембру голосом. Только в Большом театре она исполнила более 30 оперных партий, среди которых – Любаша в «Царской невесте», Ольга в «Евгении Онегине», Марфа в «Хованщине», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Азучена в «Трубадуре». И названия театров, в которых она выступала с мировыми знаменитостями, тоже носят звучные, волнующие каждого, кто хоть немножко знаком с оперным искусством, имена:  La Scala в Милане, Metropolitan Opera в Нью-Йорке, Государственный оперный театр в Праге, Opera de Toulon во Франции.
 Русские романсы, которые пела в Рахманиновском зале Московской консерватории эта прекрасная певица, представляют из себя маленькие вокальные пьесы, музыкальный текст которых умещается на двух-трех страницах. Каждая нота в них, что называется, на виду и требует к себе внимания. Романс – это музыкально-драматическая, сжатая по объему, но заключающая в себе большой смысл миниатюра. Зал – небольшой, необычайно уютный, с великолепной акустикой. Здесь не надо греметь голосом. Здесь надо уметь талантливо использовать его.
 Марина Шутова выбрала для этого концерта не романсы-шлягеры, которые у всех на слуху. Ей хотелось представить произведения более сложные и по форме, и по содержанию. И эти «сложности» она нашла в произведениях А. Рубинштейна («Ночь»), А. Даргомыжского («Я все еще его люблю»), М. Глинки («К ней»), М. Мусоргского («Гопак»), а главное, у С. Рахманинова, С. Прокофьева, Г. Свиридова… Особенно Свиридова.
 Вся музыка Георгия Васильевича – это предельно честное, если можно так сказать, музыкальное служение великому поэтическому слову. И эту черту творчества композитора тонко передала своим исполнением Марина Шутова, продемонстрировав глубокое понимание поэзии Пушкина, Блока, Есенина. На стихи этих поэтов написаны свиридовские романсы. Было очевидно, насколько осознано певицей величие композитора, так проникновенно передавшего в своей музыке особенности поэзии каждого из великих русских поэтов.
 Маленькие вокальные шедевры  русских композиторов потребовали от певицы ювелирной исполнительской техники и умения увидеть и передать в вокале драматургическую основу этих произведений.
С этими задачами Марина Шутова справилась великолепно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter