Русские народные хаски

В «Раубичах» устроили гонки на собачьих упряжках

Со старта упряжка из четырех лаек развивает скорость до 30 с хвостиком километров в час. Описать эти ощущения словами невозможно.


А увидеть и прочувствовать себя частью тесного, но очень уютного мира каюров, нарт и снежных трасс, любой желающий мог в минувшие выходные в спорткомплексе «Раубичи», что недалеко от Минска. Здесь прошли международные соревнования по ездовому спорту «Завiруха».


Нынешний турнир уже третий по счету. В этом году «Завiруха» стала уже настоящим праздником, в котором итоговые протоколы если и волнуют кого, то точно не в первую очередь.


«Сначала купили собаку — потом начали изучать, как с ней жить, и обнаружили, что просто лежать на диване не получится. Вот и втянулись», — по пути белорусской участницы соревнований Карины Данчековой в ездовой спорт пришло подавляющее число каюров. Включая и тех, кто уже не первый год финиширует на первых строчках протоколов.


Семья Протасовых, например. На «Завiрухе» москвичи, неоднократно побеждавшие на турнирах различных уровней, с первых дней. Вспоминают, как помогали организаторам, рассказывают, как готовили трассу с помощью трактора, найденного в одном из ближайших поселков. Как делились опытом и нужными связями. А начиналось все с обычной поездки на рынок.


— Купили щенка. Очень понравился — голубоглазый такой, добродушный. А потом начали узнавать о породе. Оказалось, что собака–то необычная. Пришлось учиться.


Сегодня в двухкомнатной квартире Протасовых живут уже две собаки породы хаски. По словам Станислава, при должном уходе проблем это доставляет немного. Позитива больше. Впрочем, ездовые собаки — хобби не из дешевых. Особенно если в мечтах покорение пьедесталов. Цены на щенков начинаются от 700 долларов. Сани–нарты, которые сегодня уже не имеют ничего общего со знакомыми по рассказам Джека Лондона деревянными волокушами, — еще пару тысяч. Плюс упряжка, транспорт, корм...


— Если сложить все вместе, набегает весьма приличная сумма. Одно только питание потянет на несколько сотен долларов в месяц. А лечение, профилактика... — Алексей Лагутин, еще один из участников «Завiрухi», — покупку лайки сравнивает с приобретением спортивного автомобиля. Уйма эмоций и адреналина. Но также постоянные расходы и ответственность. К этому стоит прислушиваться всем, кто, влюбившись в миловидные голубые глаза хасок, решил в срочном порядке обзавестись четвероногим другом.


Тем временем борьба на трассе в «Раубичах» кипела на зависть иным чемпионатам мира. Хаски, маламуты, самоеды, курцхаары и даже неведомым образом затесавшийся в ряды бегунов пудель со снежной пылью из–под лап и высунутыми языками летели к финишу, пытаясь отыграть лишнюю долю секунды. Впрочем, азарт, адреналин и зрительская поддержка и стали, по сути, главными наградами победителям. Гонки на собачьих упряжках — спорт в наших краях непрофессиональный. Ни в Беларуси, ни даже в России, где запрягать собак в погоне за спортивной славой начали еще в 90–х, официального статуса и государственной поддержки он не имеет. Но так не везде. По всему миру проводятся даже чемпионаты мира и Европы, а самым серьезным и почетным испытанием является знаменитая гонка по просторам американской Аляски — «Айдитарод». Своего рода «Дакар» для лаек, даже доехать до финиша которого — большой успех. Победителя ждет приз 60 тысяч долларов. Которые, впрочем, не всегда способны покрыть даже расходы.


Основной источник дохода тех, кто всерьез решил подружиться с лайками, — щенки. Серьезные питомники чувствуют себя вполне неплохо. Для подавляющего большинства же подобные соревнования — хобби. Однако наряду с бывшими спортсменами–лыжниками, инженерами, бизнесменами и прочими любителями общения по интересам на дистанции попадаются весьма серьезные ребята. Для них лайки и нарты — это настолько серьезно, что ради выхода на старт не грех и несколько тысяч километров преодолеть. Максим Тыненеут — самый географически удаленный участник нынешних соревнований в «Раубичах». Живет в Анадыре. Тренируется в Твери, где в питомнике содержатся его собаки. Только воздушная часть пути на нынешнюю «Завiруху» заняла у парня более 9 часов. Результат — второе место.


— Для меня участие в гонках, подобных «Завiрухе», — это хороший опыт. В Анадыре тоже есть соревнования, но не такого высокого уровня. Там вообще не особо потренируешься. Да, ездовые собаки — явление изначально северное, но не нужно забывать про мороз. К тому же на Севере организуют обычно марафоны на выносливость. Километров на тысячу. А мне больше короткие дистанции нравятся. Больше борьбы, эмоций... Да и посоревноваться здесь есть с кем.


По словам Максима, главные в ездовом спорте, конечно же, собаки. Станислав Протасов уверен, что рецепт успеха в гонках на упряжках — взаимосвязь между человеком и животным:


— Если собака не хочет сегодня бежать — далеко не каждому удастся с ней по–хорошему договориться. Зато если получится — это высший пилотаж...


А выиграли гонки россияне. Ни в одной из восьми соревновательных категорий ни хозяевам трассы, ни гостям из прибалтийских республик не удалось пробиться даже в тройку призеров. По словам Станислава Протасова, в этом для него ничего нет удивительного. Конкуренция и уровень спортсменов в России за последние годы значительно выросли. И как обещают организаторы, учитывая популярность лаек и уровень соревнований, уже в будущем году число и география участников может значительно расшириться.


stargather@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter