Рули тем, что осталось?

Поддельных  автозапчастей  не  становится  меньше

Поддельных  автозапчастей  не  становится  меньше

Когда разговор заходит о контрафакте, многие    вспоминают о компакт-дисках и кассетах с музыкой, фильмами или программным обеспечением. Но есть сферы, где проблема стоит гораздо острее, а последствия использования «левака» несравнимо опаснее. Речь идет о подделке автозапчастей. После подписания на прошлой неделе Президентом Указа № 503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» многие ожидают, что упорядочивание затронет и этот рынок. Так сказать, раз уж взялись за целое, то самое время заняться и частностями. 

Все  оттенки  «серого» 

Контрафактные автозапчасти – это не просто подделки.  На самом деле специалисты выделяют целых четыре подвида этих деталей. К первым относятся вполне «благообразные» запчасти — неучтенная продукция, выпущенная легальными заводами. Точно так же для конечного потребителя не несет угрозы и «фирменная» импортная продукция, завезенная в Беларусь, минуя таможенное оформление. Гораздо больше неприятностей, по мнению главы администрации холдинга «Атлант М» Сергея Рябухина, доставляют откровенно «серые» запчасти и подделки: «Контрафакт, как правило, берет дешевизной. Но может обернуться впоследствии очень дорогим ремонтом, причем в ближайшее время. Заводские детали дороже, но срок их эксплуатации намного больше. Достигается это за счет технологических факторов: закаливания, нанесения  специальных покрытий, использования оригинальных материалов, конструктивных особенностей. Словом, заводская деталь специально сделана, чтобы работать как можно дольше и как можно лучше». Вся проблема заключается в том, что потребитель на глаз не может определить, какой товар он покупает: поддельный или нет. И потому ориентируется по цене: пониже цена — берет, подороже — начинает думать. 

Размах производства поддельных запчастей фантастический. Подделывают практически все — более 95 % номенклатуры деталей. В автосервисах шутят, что если захотеть, то из контрафактных запчастей можно собрать автомобиль. И в этой шутке, к сожалению,  доля правды есть большая. Конечно, высокотехнологичные детали подделывать трудно, а некоторые и невыгодно. Но это вопрос только цены. Чаще всего подделываются расходные запчасти: резинотехнические изделия, детали топливной системы, поршни, коленвалы, светотехника, детали подвески, электрооборудование. Реже — шины, колесные диски, аккумуляторы, контрольно-счетные приборы (счетчики, спидометры) и электронные системы управления двигателем. 

В среднем, по расчетам специалистов, контрафакт занимает примерно 40—50 % рынка. Российские экспертные агентства, в 2006 году проводившие ряд аналитических исследований национального рынка запасных деталей, пришли к мнению, что «серый» рынок в России вполне сопоставим по своим объемам с официальным. Учитывая определенную связанность белорусской экономики с российской, можно предположить, что подобная ситуация наблюдается и в нашей стране. 

Как отмечают специалисты, наиболее проблемным является канал нелегального поступления товаров, в том числе автозапчастей, из Украины. Это подтверждается фактами массового задержания в зонах пограничного и таможенного контроля круп­ных пар­тий то­варов, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на украинской территории. 

Цена  вопроса 

По данным ГАИ, доля аварий, произошедших из-за технической неисправности транспортных средств, достигает 2,32 % от общего количества ДТП. Относительно немного, если сравнивать с более «популярными» причинами — злоупотребление алкоголем или превышение скорости. Старший инспектор отделения организации взаимодействия со СМИ и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД Беларуси Федор Гулицкий сообщил, что по причине поломок автомобилей за 9 месяцев текущего года произошло 61 ДТП (из 5404), при этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по этому показателю произошло снижение на 30 %. «Конечно, любое ДТП — это трагедия, но контрафактные детали в автомобилях не основная проблема для безопасности дорожного движения сегодня», — говорит он. В своеобразном ранкинге аварий по причине неисправности автомобиля лидируют такие поломки, как проблемы с освещением (46 эпизодов в 2006 году), поломки в тормозной системе (39) и износ протектора и разрыв шин (23). 

Между тем, как отмечают в автосервисах, подделки представляют реальную угрозу безопасности. По оценке специалистов, если фирменная тормозная колодка выдерживает 10 – 30 тыс. километров, то подделка стирается через 2—3 тыс. И если на скорости 100 км/ч при экстренной остановке тормозной путь автомобиля с фирменной колодкой составляет 40 м, то с поддельной — около 60 м. 

В обществе по защите прав потребителей отмечают: риск приобрести подделку возрастает на автомобильных рынках, авторазвалах и небольших ремонтных станциях. Здесь велика вероятность столкнуться не только с контрафактом, но и с восстановленной местными умельцами бывшей в употреблении деталью. Эксперты поясняют: поношенные детали запаивают, шлифуют и заново красят. Есть более «тяжелая» технология, когда из нескольких разносортных деталей собирается целый агрегат. Тем не менее белорусский автомобилист не защищен от контрафакта, даже если покупает детали в специализированных автосервисах. Потому что от подделок не застрахованы и сами продавцы. Дело в том, что многие владельцы автомобильных магазинов приобретают товар через посредников, к которым оригинальные запчасти с заводов-изготовителей приходят вперемешку с их поддельными копиями. 

Время, когда подделку изготавливали в гаражах, прошло. Сейчас этим занимаются крупные предприятия. Заводы — изготовители оригинальных запчастей пытаются защитить свою продукцию фирменными голо­граммами, тиснением, упаковкой. Но при этом они мало информируют потребителя об отличительных особенностях своей продукции, чем активно пользуются фальсификаторы. Как сообщил владелец автомагазина, пожелавший остаться неизвестным, совсем недавно представители одного российского завода предлагали ему приобрести у них поддельные запчасти, изготовленные известными производителями, стоимостью в несколько раз ниже оригинала. При этом представители убеждали, что предлагаемая ими продукция очень качественная и ничем не уступает «натуральной». 

В настоящий момент более других в регулировании импорта запчастей заинтересованными оказались сервисы автодилеров. Дело в том, что для западных автомобильных концернов вопрос использования исключительно «белых» деталей при ремонте автомобилей является тождественным собственному престижу. Ведь в конечном счете от выхода из строя поддельных деталей подвески или трансмиссии страдает бренд. Поэтому в авторизированных автосервисах сегодня контрафакта нет. «Если бы на ввозимые автозапчасти начали клеить контрамарки, это в значительной мере «обелило» бы рынок, — указывает помощник генерального директора МАХ «Атлант М» Илья Прохоров. — Точно такую же ситуацию два года назад можно было наблюдать в сегменте автомобильных масел. Но контроль государства значительно снизил процент «серого» рынка». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter