Рулевой мечты

Куда поведет Поднебесную “пятое поколение” китайских руководителей?

Куда поведет Поднебесную “пятое поколение” китайских руководителей?

Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао — и вот теперь эстафету от своих предшественников принял Си Цзиньпин. Десять лет ему предстоит руководить полуторамиллиардным государством и самой быстро-развивающейся экономикой планеты.

Не детская закалка

Путь Си Цзиньпина к вершинам власти был довольно извилист. В годы “культурной революции” его отца, высокопоставленного чиновника и близкого друга Дэн Сяопина, обвинили в предательстве идеалов коммунизма, внутрипартийном заговоре, сослали рабочим на завод, а через пять лет посадили в тюрьму. А десятилетнего Си Цзиньпина отправили в деревню на “трудовое перевоспитание”. Будущему руководителю Компартии пришлось жить в грязной пещере, работать на строительстве дамб и постоянно голодать. Эти семь лет закалили юношу физически и повлияли на его характер, дав понимание того, что откат назад вовсе не означает невозможности достижения цели.

И вся дальнейшая судьба Си Цзиньпина тому подтверждение. Он сумел поступить в престижный столичный университет Циньхуа по пролетарской квоте, а по его окончании прошел путь от секретаря Канцелярии Центрального Военного совета и вице-мэра городского округа Сямэнь до губернатора провинции Чжэцзян, где ему удалось зарекомендовать себя как непримиримого борца с коррупцией. В 2007 году Си Цзиньпин был назначен ответственным за проведение Олимпиады в Пекине.

Всемирная мастерская

Задача перед новым лидером Китая стоит непростая: к столетнему юбилею Компартии, всего через восемь лет, в стране должно быть построено среднезажиточное общество. “С одной стороны, основа для этого заложена мощная, и Поднебесная вполне может гордиться успехами тридцатилетних реформ, — отмечает экономист Алексей Беляев. — Страна накормила свое гигантское население и превратилась во всемирную мастерскую, став второй экономикой мира. Начав с пуговиц-носков-пуховиков, китайцы вышли в лидеры мирового автомобилестроения. Они впереди планеты всей по электронике и скоростным железным дорогам, не говоря уже о планах создания собственной орбитальной станции и высадки тайконавтов на Луну”. Золотовалютные ресурсы страны в прошлом году составили более трех триллионов долларов.

С другой стороны, среди аналитиков в последнее время преобладают беспокойные настроения. Темпы роста китайской экономики падают, надуваются опасные пузыри на рынке недвижимости и в сфере кредитования, ускоряется инфляция. Разрыв между богатыми и бедными разителен: в Китае одновременно живут миллион миллионеров и 150 миллионов бедняков, существующих на один-два доллара в день. Из деревень в большие города на заработки едут миллионы людей. Однако далеко не каждому удается получить регистрацию, без которой люди не могут рассчитывать на медицинское обслуживание, обучение детей в хороших школах и социальное жилье. Все эти диспропорции и противоречия новому главе КНР предстоит устранить в ближайшие годы.

Золотая середина

В политической сфере направление главного удара уже определено: это беспощадная борьба с коррупцией. На первой встрече с китайскими и иностранными журналистами Си Цзиньпин около двадцати раз упомянул слово “народ” и десять раз произнес “ответственность”, определив тем самым приоритеты своей деятельности. “Прежде всего мы сами должны вести себя достойно”, — сказал руководитель самой большой в мире партии и потребовал от ее членов отказа от помпезности. Теперь в Китае запрещены пышные встречи, приемы, при поездках по стране руководителям не разрешается использовать кортежи, в выступлениях настоятельно рекомендовано избегать “пустословия и формализма”. Некоторые из высокопоставленных функционеров уже поплатились должностями за ослушание.

Си Цзиньпин прекрасно усвоил неудачный опыт СССР времен перестройки: не политическая либерализация должна предшествовать экономическим реформам, а совсем наоборот.

Немало поводов для раздумий дают и внешнеполитические устремления Китая при новом лидере. Еще три года назад на встрече с китайской диаспорой в Мексике Си Цзиньпину задали вопрос, почему США винят Китай в глобальном экономическом кризисе. “Есть просто зажравшиеся иностранцы, которые любят тыкать в Китай пальцем. Мы не экспортируем революцию, не экспортируем голод и бедность, не причиняем другим головную боль — и что им еще надо?” — взорвался тогда заместитель председателя, чем привлек на свою сторону немалую часть китайской молодежи.

Взаимное притяжение

Тот факт, что свои первые зарубежные визиты Си Цзиньпин планирует совершить в Москву и на саммит БРИКС в Южную Африку, также говорит о его намерении нивелировать гегемонию США, в том числе в азиатско-тихоокеанском регионе. “Россия неоднократно требовала от США покинуть военно-воздушную базу Манас в Бишкеке, а Китай делает все, чтобы США не смогли сохранить свое мощное военно-морское присутствие в Тихом океане. На данный момент взаимные геополитические и экономические интересы привлекают Россию и Китай друг к другу. Чем больше консолидируется ось “Москва — Пекин”, тем больше американскому руководству следует обратить внимания на растущие связи между Россией и Китаем, самыми большими странами мира по территории и населению”, — отмечает Ариэль Коэн, ведущий эксперт фонда “Наследие” по проблемам России и Евразии.

Вместе с тем Китай крайне заинтересован в расширении своих позиций на европейском рынке. И в этом смысле Беларусь как составная часть Таможенного союза и ЕЭП может стать удобной площадкой для деятельности китайских инвесторов. Сегодня в нашей стране реализуется немало инвестпроектов с китайским капиталом. Пожалуй, самый крупный из них — строительство индустриального парка в Смолевичах, где разместятся самые современные производства в области машиностроения, биомедицины, электронной и бытовой техники. Небывалые на постсоветском пространстве льготы привлекут не только азиатских, но и российских и европейских партнеров. Сотрудничество с Китаем развивается по всем направлениям — от автопрома и строительства жилых и гостиничных объектов до энергетики и транспорта. Начата реализация совместного проекта по созданию национальной системы спутниковой связи и вещания Беларуси.

Семья как ресурс

От многих китайских функционеров Си Цзиньпина отличает не только увлечение футболом и буддийскими боевыми искусствами, большая эмоциональность, открытость и искренность, но и довольно яркая семейная жизнь. Новый генсек КПК уже 25 лет женат на знаменитой китайской певице Пэн Лиюань, которая руководит ансамблем песни и пляски Народно-освободительной армии Китая. Эта женщина в звании генерал-майора уже много лет является ключевой фигурой на новогоднем гала-концерте китайского телевидения. Популярность ее такова, что до своего избрания в Секретариат ЦК КПК в 2007 году Си Цзиньпин был однозначно менее известен в стране, чем его супруга. Многие считают, что Пэн Лиюань со временем сможет прервать традицию “прятать” партийных жен за широкими спинами супругов”.

Кто-то, быть может, скажет, что Си Цзиньпин, дескать, отнюдь не “Великий кормчий”. Возможно, и так. Но современному Китаю такой руководитель и не нужен. Во времена Мао ослабленный Китай можно было сравнить с парусником, лавирующим по волнам мировой нестабильности. Такому судну просто необходим был именно сильный, харизматичный лидер, способный, рискуя всем, ринуться навстречу волнам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter