Путь отечественной плодово‑ягодной и овощной продукции от поля до прилавка зачастую тернист даже в сезон. Почему? Фермеры из разных уголков Беларуси об этом уже рассказывали на страницах «СБ. Беларусь сегодня». Сейчас узнаем, что думает на этот счет другой участник товаропроводящей цепочки.
— В настоящее время у нас заключено почти семь тысяч договоров с партнерами по оптовой и розничной торговле, общественному питанию, линии материально‑технического обеспечения и другим направлениям.
На поставку сельхозпродукции изначально работаем только по договорам без каких‑либо протоколов намерений, которые, по сути, ни к чему не обязывают. В зависимости от периода заключаем сезонные договоры с мелкими крестьянско‑фермерскими хозяйствами. С каждым партнером я встречаюсь лично, обсуждаю условия сотрудничества. Вместе устанавливаем периодичность согласования цен — стоимость сельхозпродукции летом и зимой отличается.Среди главных партнеров «Ники» — местные предприятия. Убеждаемся в этом при осмотре торгового зала, где красиво на видном месте разложены томаты из УП «Рудаково», картофель и свекла из КФХ «Гилата» Витебского района. Лук, капусту, перцы и огурцы привезли с грядок филиала «Тепличный» РУП «Витебскэнерго» Оршанского района. Одна из покупательниц берет себе целую корзину капустных кочанов для осенних заготовок. Товар всегда свежий, подчеркивает завотделом Олеся Танана:
— Погрузочная рампа и подвал у нас небольшие, поэтому стараемся получать все средними партиями, зато часто. Товар приезжает практически каждое утро. По цене вся сельхозпродукция конкурентоспособна, продается быстро. К тому же покупатели прежде всего ищут не импортное, а местное, доверяя качеству.
Ставка на своих обусловлена несколькими факторами, в том числе экономическим. Когда рядом наше проверенное, зачем везти издалека?! Кроме того, есть уверенность в регулярных поставках, говорит Александр Железко, отмечая, что с хозяйствами из других регионов тоже сотрудничает:
— Ближе к весне своих яблок у нас уже не будет. Поэтому переключимся на сельхозпредприятия из Брестской, Гродненской областей.
Любая торговая сеть заинтересована в том, чтобы больше продать. Однако роль производителя здесь очень существенна. Прошло время, когда люди разбирали все подряд. Теперь поставщику, чтобы реализовать товар, нужно все учитывать: ассортимент, качество, внешний вид, упаковку. Но отечественные сельхозпроизводители зачастую ряд моментов упускают, снижая привлекательность собственного товара. Тот же египетский картофель приходит полностью подготовленным: калиброванный, мытый, красиво упакованный.
— А у нас как? — задается вопросом Александр Железко. — В мешках привезут, и потом работники торговли занимаются фасовкой. Каждый должен осознавать, что сегодня просто произвести — мало. Нужно думать и как продать. У нас пока это понимают далеко не все: мол, произвели продукцию, а остальное — не их трудности. Меня поймут предприятия, которые развивают собственную фирменную торговлю. Решение этой проблемы вижу в одном: не лениться общаться и находить точки соприкосновения. Просто каждый, как говорит Президент, на своем месте должен качественно делать свое дело. Тогда будет и прибыль, а соответственно, зарплата и плюсы по всей цепочке.
По оценке Александра Железко, белорусские сельхозпроизводители пока в начале этого пути. Более успешны на данный момент крупные предприятия, которые давно на рынке, имеют налаженное производство и крепкие связи:
— Для здоровой конкуренции хотелось бы большего числа мелких фермеров. А в востребованности товара не сомневаюсь. Знаю точно: наши белорусские продукты везде нужны, и ценятся они по достоинству.