Руководитель торговой сети из Витебска о том, как выстраивает отношения с поставщиками сельхозпродукции

«Сельхозпроизводители должны больше заботиться о привлекательности своей продукции — прошло время, когда люди разбирали все подряд»

Путь отечественной плодово‑ягодной и овощной продукции от поля до прилавка зачастую тернист даже в сезон. Почему? Фермеры из разных уголков Беларуси об этом уже рассказывали на страницах «СБ. Беларусь сегодня». Сейчас узнаем, что думает на этот счет другой участник товаропроводящей цепочки.


Александр Железко руководит региональной торговой сетью «Ника», в составе которой шесть магазинов в Витебске и один в Полоцке. Предприятие работает в сфере торговли продуктами питания с 1992 года. Устойчивое положение в своей нише далеко не в последнюю очередь позволяет занимать ставка на отечественную продукцию. Ее удельный вес в общем ассортименте — более 86 процентов, уточняет Александр:

— В настоящее время у нас заключено почти семь тысяч договоров с партнерами по оптовой и розничной торговле, общественному питанию, линии материально‑технического обеспечения и другим направлениям.  
На поставку сельхозпродукции изначально работаем только по договорам без каких‑либо протоколов намерений, которые, по сути, ни к чему не обязывают. В зависимости от периода заключаем сезонные договоры с мелкими крестьянско‑фермерскими хозяйствами. С каждым партнером я встречаюсь лично, обсуждаю условия сотрудничества. Вместе устанавливаем периодичность согласования цен — стоимость сельхозпродукции летом и зимой отличается.
Среди главных партнеров «Ники» — местные предприятия. Убеждаемся в этом при осмотре торгового зала, где красиво на видном месте разложены томаты из УП «Рудаково», картофель и свекла из КФХ «Гилата» Витебского района. Лук, капусту, перцы и огурцы привезли с грядок филиала «Тепличный» РУП «Витебск­энерго» Оршанского района. Одна из покупательниц берет себе целую корзину капустных кочанов для осенних заготовок. Товар всегда свежий, подчеркивает завотделом Олеся Танана:

— Погрузочная рампа и подвал у нас небольшие, поэтому стараемся получать все средними партиями, зато часто. Товар приезжает практически каждое утро. По цене вся сельхозпродукция конкурентоспособна, продается быстро. К тому же покупатели прежде всего ищут не импортное, а местное, доверяя качеству.

Ставка на своих обусловлена несколькими факторами, в том числе экономическим. Когда рядом наше проверенное, зачем везти издалека?! Кроме того, есть уверенность в регулярных поставках, говорит Александр Железко, отмечая, что с хозяйствами из других регионов тоже сотрудничает:

— Ближе к весне своих яблок у нас уже не будет. Поэтому переключимся на сельхозпредприятия из Брестской, Гродненской областей.

Любая торговая сеть заинтересована в том, чтобы больше продать. Однако роль производителя здесь очень существенна. Прошло время, когда люди разбирали все подряд. Теперь поставщику, чтобы реализовать товар, нужно все учитывать: ассортимент, качество, внешний вид, упаковку. Но отечественные сельхозпроизводители зачастую ряд моментов упускают, снижая привлекательность собственного товара. Тот же египетский картофель приходит полностью подготовленным: калиброванный, мытый, красиво упакованный.

— А у нас как? — задается вопросом Александр Железко. — В мешках привезут, и потом работники торговли занимаются фасовкой. Каждый должен осознавать, что сегодня просто произвести — мало. Нужно думать и как продать. У нас пока это понимают далеко не все: мол, произвели продукцию, а остальное — не их трудности. Меня поймут предприятия, которые развивают собственную фирменную торговлю. Решение этой проблемы вижу в одном: не лениться общаться и находить точки соприкосновения. Просто каждый, как говорит ­Президент, на своем месте должен качественно делать свое дело. Тогда будет и прибыль, а соответственно, зарплата и плюсы по всей цепочке.

По оценке Александра Железко, белорусские сельхозпроизводители пока в начале этого пути. Более успешны на данный момент крупные предприятия, которые давно на рынке, имеют налаженное производство и крепкие связи:
— Для здоровой конкуренции хотелось бы большего числа мелких фермеров. А в востребованности товара не сомневаюсь. Знаю точно: наши белорусские продукты везде нужны, и ценятся они по достоинству. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter