
Администрировать — ставить задачи и контролировать достижение результатов как отдельными сотрудниками, так и коллективом в целом — вот главная задача лидера. И только этой цели подчинено общее знание и понимание дела, умение говорить с подчиненными на их профессиональном языке. Ориентироваться, но не более.
Технического профессионализма, кстати, может и не быть вовсе по той причине, что руководитель пришел из отдела, работавшего в другой области, с предприятия иной отрасли. Он попросту не мог стать докой на новом поприще. И, кстати, не станет им никогда в той степени, в какой являются его сотрудники. Задача у него простая — окружить себя профессионалами и организовать их работу, научить людей либо заменить. Здесь действует известный армейский принцип «не можешь — научим, не хочешь — заставим». Заставим, конечно, условно, зарплатой, бонусами, служебным ростом. Мотивацией как положительной, так и не очень. Армейский принцип в своем развитии превращается в гражданский и выглядит так: «Не можешь — научим, не хочешь — заставим, не получится — заменим», то есть пригласим на твое место более подходящего сотрудника из другого подразделения компании или с рынка труда. Может, звучит и грубовато, но по существу верно.
Практически каждый опытный директор предприятия сталкивался с ситуацией, когда профессиональный специалист, мастер своего дела, будучи поставленным на руководящую должность, заваливал работу, рушил всю башню управления. Многие удивлялись, как же так, такой хороший конструктор (программист, бухгалтер...) и не может добиться результата.
Из нашего опыта. На самом рубеже веков пригласили на развитие одного из производств большого умницу и профессионала своего дела. Реально, лучше технологию и оборудование никто не знал. Человек пришел из смежной сферы деятельности, сыпал терминами, на словах и на деле доказывал свою компетентность. Однако с людьми умница управлялся не очень. По–человечески ладил со всеми, был в прекрасных отношениях с руководством компании, а организовать эффективную работу так и не сумел. Что–то делал за своих подчиненных, где–то не контролировал, не настаивал на выполнении поставленных задач. Пробовали — переводили мы умницу на разные руководящие должности, пока не убедились — ну не получается, ноль. Хороший человек, а пришлось расстаться. В результате такой ошибки и управленца не приобрели, и профессионала потеряли. На исполнительскую, пусть и важную должность умница возвращаться не захотел, оно и понятно, фактор, как ни крути, демотивирующий. Специалист уволился, причем даже с обидой на нас. Не понял причины, бедолага. Убирать с должности такого хорошего парня и специалиста, но не руководителя есть за что: управленческие ошибки часто имеют длинную историю и глубокие последствия.
Еще один важный момент. Хороший руководитель должен не просто хорошо исполнять поставленные вышестоящим начальством задачи, но и сам проявлять инициативу, формулировать, генерировать собственные проекты, проводить модернизацию производства. Формировать и реформировать свое подразделение. Без партизанщины, разумеется, в тесном взаимодействии со своим руководством, в русле жизнедеятельности и движения всего предприятия. Если возможно и полезно для дела, совместно с высшим менеджментом предприятия. Руководитель должен быть творческим, креативным.
Вот здесь мы подходим к главному качеству руководителя, на которое многие из первых лиц подразделений и даже предприятий порой не обращают внимания. Лидер должен быть активным и настойчивым, в нем обязательно должны быть энергия и харизма — он обязан иметь в себе и проявлять в работе сильную волю. Воля, воля и еще раз воля в достижениях своих целей. Она проявляется в настойчивости как в работе со своим коллективом, так и во взаимодействии с вышестоящим начальством. Быть настойчивым — значит преодолевать непонимание и сопротивление всех этажей системы, доказывать словом и делом свою правоту. Лидер в буквальном смысле превращается в таран, стенобитную машину, сметающую препятствия, ломающую преграды непрофессионализма, недопонимания, чрезмерной осторожности и элементарной лени. Такой руководитель — звезда, перспектива роста его и его подразделения, компании огромна.
Буквально на следующий день после упомянутого выше совещания руководителей участвовал в семинаре серьезного топ–менеджера Олега Хусаенова и его коллег. Лидер высокого уровня и профессионал (редкое сочетание) в делах подразделений своих фирм «Атлант–М» и «Зубр–капитал» произнес аналогичные слова. Надо же, совпадение! Только вчера говорил про волю и настойчивость на своем командирском месте, а сегодня услышал то же самое от Олега — и мы не сговаривались, не обсуждали тему. Что ж, практические законы управления, как и законы природы, едины. В любой точке поверхности Земли водичка из стакана выливается вниз, а не вверх.
...На следующем утреннем совещании руководителей в своем офисе напомнил наш предыдущий разговор, во исполнение «закона парности» привел в пример слова Хусаенова. Менеджер, проявляй активность, не заставляй свое руководство управлять твоими людьми через твою же голову. Долго так продолжаться не может — будешь заменен.
А.П.
www.adam.by