Начало советско-американским молодежным встречам было положено в Минске

Рукопожатие через Атлантику

В советский период разрядки напряженности — 70–е годы — за океан была направлена группа молодежи для создания трансатлантических мостов дружбы. Единственным от БССР участником четвертой такой встречи советской и американской молодежи в Чикаго стал Владимир Наумович. Писатель, кандидат наук, ленинский стипендиат, руководитель 11–тысячной комсомольской организации БГУ. На днях Владимир Александрович прислал в редакцию «СБ» письмо с любопытной инициативой.

Обстоятельства того заокеанского полета переданы мной в романе «Нет» и как его сказать». Но самое примечательное, что начало подобных молодежных обменов было положено именно в Минске. В столицу БССР прилетела большая (100 человек) молодежная делегация США. Бизнесмены, политики, студенты, журналисты. Их встретили тепло и радушно, с присущим нам гостеприимством («гасцiннасць, мяккасць, дабрыня, гатоўнасць даць табе прытулак. Цi ты чужы, цi ты радня»). Американцам показали достижения нашей экономики, культуры и образования, что послужило основой для создания дружеских контактов. Всего состоялось более 10 таких ежегодных встреч (в Минске, Баку, Киеве, Чикаго).

И вот я думаю: а не настало ли время возобновить движение в оба конца из нашей уже независимой Беларуси по давно проложенному воздушному мосту через Атлантику? Хотел бы выступить с инициативой наладить встречу тех, кто когда–то побывал в Беларуси и приложил немало усилий для восстановления контактов, содействовал утверждению принципов народной дипломатии, был охвачен юношеским максимализмом навечно установить мир во всем мире.

Для такой немногодневной встречи есть и возможность — решение нашего Президента разрешить безвизовый въезд в страну на 5 дней через Национальный аэропорт. А восстановить имена отважных первооткрывателей–путешественников, перелетевших океан и прибывших в Минск в 1972 году, не составит труда. Думаю, найдутся немало и других приверженцев международных контактов — и у нас в Беларуси, и за океаном, и в Западной Европе. В разное время в подобных встречах участвовали азербайджанский певец Полад Бюльбюль–оглы, поэт Андрей Дементьев, актер и телеведущий Юлий Гусман, композитор Сергей Никитин.

Не сомневаюсь, что многие из прежних участников не останутся равнодушными к подобной инициативе. А для ее реализации нам нужен центр межкультурного диалога. Пригласить наших заокеанских друзей на «пять вечеров» — например, во время «Славянского базара» или в День белорусской письменности.

Владимир НАУМОВИЧ, участник четвертой встречи советской и американской молодежи (Чикаго).

Заполняются страницы Книги Памяти


Александр Стариченок из Борисова поделился с газетой своим беспокойством по поводу увековечения памяти советских военнопленных, заключенных нацистского шталага № 382, размещавшегося в городе в период гитлеровской оккупации. Почему бы на этом месте не сделать музей, не разбить красивый сквер, задает вопрос наш читатель. А еще предлагает создать «Стену памяти», куда вписать имена «всех уроженцев Борисовского района, тех, кто жил, трудился достойно на своей земле».

Редакция попросила управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Министерства обороны прокомментировать ситуацию. Вот что сообщил газете в официальном письме начальник управления полковник С.Воронович.

Советские военнопленные  в Борисове в первые дни войны.

В октябре 1941 года в Борисове, на территории бывшей воинской части РККА, гитлеровцы разместили лагерь для советских военнопленных VI Н шталаг, с апреля 1942 года — шталаг № 382. После освобождения Борисова в сентябре 1944 года городская Чрезвычайная Комиссия по учету ущерба, нанесенного немецко–фашистскими захватчиками и их сообщниками, составила акт об обнаружении мест захоронения военнопленных, погибших в лагере. Установленная численность погибших — 9.240 человек. Границы захоронения военнопленных на местности и документально на схеме зафиксированы не были. «В 60–х годах, учитывая большое количество погибших, руководство города приняло решение разбить на месте захоронения сквер и установить памятник. Захоронению присвоен государственный учетный № 702 и составлен паспорт (с приложением списка установленных имен погибших, всего 65 человек). Полагаю, что границы захоронения также определены не были, и со временем стали считать, что все захоронение находится в пределах сквера, — сообщает С.Воронович. — В мае 2016 года в ходе земляных работ на территории автопарка 60–го отдельного полка связи были обнаружены человеческие костные останки. Специалистами 52–го отдельного специализированного поискового батальона захоронение квалифицировано как массовое захоронение военнопленных, погибших в шталаг № 382. Таким образом, выявлена еще одна часть захоронения, которая не вошла в пределы сквера по ул. Чапаева. Именно для того, чтобы 60–й опс «не стоял на костях», Министерство обороны и Борисовский райисполком приняли решение об извлечении останков погибших для последующего перезахоронения».

Фото  vsr.mil.by

Борисовский райисполком планировал перезахоронить останки военнопленных у памятника в сквере, но, учитывая большое количество извлеченных останков (4.340) и ограниченность площади сквера, захоронение произвели на кладбище «Алексеевское» под Борисовом. В ходе поисковых работ были обнаружены 76 медальонов и 125 других сопутствующих находок. Все они поступят в экспозицию Борисовского краеведческого музея, посвященную трагической судьбе военнопленных шталага № 382. Таким образом установлены новые сведения о нескольких десятках погибших, в том числе ранее считавшихся пропавшими без вести. В результате кропотливой работы удалось разыскать родственников восьми погибших.

8 декабря на воинском участке кладбища «Алексеевское» состоялось торжественное перезахоронение останков шести узников лагеря, обнаруженных на завершающем этапе работ. На церемонии присутствовали родственники четырех погибших: рядовых Х.Ж.Ягудина, В.С.Гордеева, Ф.И.Семиткина и старшего сержанта А.М.Андрейченко. В 2017 году новое воинское захоронение будет поставлено на государственный учет с занесением в паспорт установленных имен. В дальнейшем захоронение благоустроят, говорится в письме.

Надо отметить также, что в Беларуси ведутся автоматизированные банки данных «Книга Памяти Республики Беларусь», а также районные и областные «Книги Памяти».

Советская Белоруссия № 20 (25155). Вторник, 31 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter