Рукописи горят...

Ах, как хочется верить, что кто-то теперь переживает свою Болдинскую осень, и в этом унылом холодном пространстве между последним опавшим листом и вторым, настоящим, снегом рождается на свет очередной шедевр.
Ах, как хочется верить, что кто-то теперь переживает свою Болдинскую осень, и в этом унылом холодном пространстве между последним опавшим листом и вторым, настоящим, снегом рождается на свет очередной шедевр.

А почему бы и нет, уважаемые? Это нам может казаться, что ничего стоящего вокруг нас в литературе не происходит. А вот потомки увидят и еще как удивятся: да почему же мы так были слепы, не восхищались живущим среди нас гением?

Да потому и не восхищались, что все действительно стоящее видно с расстояния во времени, которое отсевает актуальное и злободневное от вечного. Вот календарь с памятными датами не врет (надеюсь), уж если кто-то в него записан - стоит поинтересоваться, за какие заслуги. Давайте полистаем вместе... 7 октября исполнилось 215 лет со дня рождения Ивана Носовича. Филолог, этнограф, фольклорист, лексикограф... Термины скучноватые, но какая судьба за ними?

За более подробными сведениями - в филологические журналы... Родился в 1788 году в деревне Грязивец Быховского уезда Могилевской губернии в семье дьяка, будущего священника. Колокола храма и звуки родного языка... Разве этого мало, чтобы пробудить в душе благородную жажду знаний? Иван Носович оканчивает Могилевскую духовную семинарию. Потом - работа инспектором, преподавателем, ректором... С работой связаны частые переезды. И все это время, на протяжении 30 лет, Иван Носович изучает особенности речи "тутэйшага люду", белорусов, записывает услышанные присказки и поговорки, песни и поверья, народные были и анекдоты. Почему бы нет - каждый имеет право на хобби, кто-то собирает монеты, кто-то слова... Лишь бы карьере не мешало.

Казалось, карьера складывается неплохо. Но руководство Виленского учебного округа неожиданно предложило Ивану Носовичу, тогда - директору Свентянского дворянского училища, подать в отставку. Интересно, чем не угодил наш герой начальству? Может быть, не в последнюю очередь - своим хобби, все более походившим на дело и смысл жизни?

Для многих отставка - жизненный итог. Для Ивана Носовича это было начало другой, деятельной, творческой жизни. Он поселяется в Мстиславле, и одна за другой появляются его работы, посвященные исследованию белорусского языка. Талантливый ученый приобретает авторитет в научных кругах. Российская Академия искусств дает мстиславскому филологу важное поручение - составить исторический словарь белорусского языка. Работа продолжалась 3 года и была оценена по достоинству - присуждением престижной Уваровской премии. Но... словарь из 13 тысяч слов так и не был издан. Параллельно Иван Носович работал над словарем живого белорусского языка. Именно это - самая известная работа Ивана Носовича, из-за которой его иногда называют белорусским Далем. Попробуйте представить объем - 30 тысяч слов! С аналогами из других языков, с примерами из фразеологии, и все - труд одного человека!

А далее - просто детектив. Рукопись тома народной прозы - сказки, легенды, предания - отослана Иваном Носовичем в Академию наук, но... утеряна. Пока что бесследно. (Рукописи горят?) Доподлинно известно, что Иван Носович всю жизнь писал стихи. До нас дошло только несколько псалмов и бесед. Правда, некоторые из собственных произведений ученый поместил в сборнике "Белорусские песни", и многие исследователи чистосердечно принимали их за фольклор.

И опять, и опять - сведения о рукописях, хранящихся в разных городах, в разных архивах, не изданных...

Память - странная штука. Собственно говоря, что у нас есть, кроме памяти? Отбери ее - и мы останемся беспомощными, как младенцы, но, в отличие от последних, лишенными будущего. В одной из книг недавно умершего русского фантаста Кира Булычева обыгрывается такая ситуация: целая планета утратила память, цивилизация отброшена чуть ли не к каменному веку... И к тому же делится на две части: одни хотят вспомнить, другие считают это грехом. Но те, кто помнит прошлое, - всегда в своем духовном развитии стоят на ступень выше забывчивых!

Просто, может быть, иногда стоит полистать календарь с памятными датами и под аккомпанемент осеннего дождя раскрыть книгу незнакомого поэта, посвящавшего стихи земле под этими дождями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter