Воровство в ма­газинах в наши дни не редкость

Руки загребущие

Потребителя у нас защищать любят. Причем с огромным удовольствием. Продавцы – хамы, охранники – злюки. А кто-нибудь подумал, что те же кассир, продавец и охранник выполняют свою работу, и делать это им надо добросовестно.
Потребителя у нас защищать любят. Причем с огромным удовольствием. Продавцы – хамы, охранники – злюки. А кто-нибудь подумал, что те же кассир, продавец и охранник выполняют свою работу, и делать это им надо добросовестно.

Воровство в магазинах не редкость


Воровство в ма­газинах в наши дни, к сожалению, не редкость.

О скрытых камерах и защитных штрихкодах знают все, но некоторые думают: а вдруг проскочит!

«Знаменка» побеседовала со старшим охранником одного из супермаркетов Минска и выяснила, какие продукты и кого «соблазняют» чаще всего, что значит «на рывок» и почему не стоит провоцировать охрану.

– По российским правилам если в магазине человек положил товар себе в сумку (карман) – это не кража, не преступление. А у нас?

– По нашему законодательству (пункт 20 постановления Совета Министров № 384) отбирать товар на территории магазина в принесенные с собой пакеты запрещается! На практике это требование часто игнорируется.

– То есть если я зайду в торговый зал и стану складывать продукты в свою сумку…

– …Мы подойдем и вежливо попросим этого не делать, а воспользоваться тележкой или корзиной.

– А если проигнорирую просьбу?

– Если вы были предупреждены и не отреагировали, продавец вправе не обслуживать. Вас попросят покинуть магазин.

– Как поступит охранник, если предположит, что покупатель уносит из зала неоплаченный товар?

– В зависимости от ситуации имеет право или остановить его и попросить оплатить товар, или вызвать милицию.

Почему не стоит провоцировать охрану в магазинах


– Обыскивать покупателя разрешено?

– Личный досмотр запрещен. Его может произвести только милиционер. Охранник вправе осмотреть сумки, которые покупатель открывает по его просьбе сам.

У сотрудников службы безопасности глаз наметан: каждого входящего в магазин человека они «сканируют». Как правило, достаточно одного взгляда, чтобы понять, кто перед ними. Воровать приходят одни и те же личности, их знаем в лицо. Но не имеем права не пустить таких покупателей в магазин. Поэтому «ведем» их до самой кассы.

Если человек идет целенаправленно что-то взять, все происходит очень быстро. Вор не будет долго ходить по магазину, запутывать охрану (этот процесс я называю «на рывок»). Он максимально быстро попытается уйти: через неработающую кассу или ту, где много людей, либо через входную раздвижную калитку.

– Кто чаще попадается на воровстве?

– «Лидируют» дети. Например, на днях 6-летний мальчик и 8-летняя девочка украли шоколадный батончик. Я их останавливаю, а они: «Мы купили бы, просто у нас денег нет». Беседую с малышами и вижу: они сами толком не поняли, что сделали. Им просто захотелось эту конфету. Конечно, отпустил их.

А вот ситуации из разряда «ребенок случайно съел шоколадку, разгрыз чупа-чупс», к сожалению, очень распространены. Хотелось бы напомнить родителям об этике. Как можно есть в торговом зале?! Это неуважение к другим покупателям. Остается надеяться, что мамы-папы расплатятся за съеденные их детьми продукты и не оставят пустую упаковку сиротливо лежать на полке.

Есть еще одна категория – дети, которые идут в магазин с конкретной целью: украсть. С такими несовершеннолетними в присутствии родителей проводим воспитательные беседы.

– А можете привести случаи «взрослых» краж?

– Всего хватает. Одного из местных жителей охрана хорошо знала в лицо. Он всегда здоровался – вроде свой парень. И как-то сказал охраннику: «Вон тот мужик, наверно, собирается у вас украсть водку». А сам за пазуху бутылку спрятал и вышел из зала без оплаты. Но на выходе «несуна» задержали и отправили в милицию. После он приходил извиняться…

Был случай, когда покупатель решил проверить охрану: ногой под кассой «профутболил» пластиковую бутылку из-под пива. Этот трюк заметил охранник. Так как «футболист» вел себя по-хамски, церемониться не стали – вызвали наряд.

…В нашей работе много нюансов: человек может спешить, не видеть, не заметить, забыть (да, и такое бывает!). Стараемся подходить к людям с пониманием. Но предупреждаем один раз.

И такое бывает...

Дмитрий, охранник в торговом центре:

– Чтобы не воровали, надо к каждому покупателю приставить по охраннику. В нашем торговом центре сотрудниками охраны являются все работники – от рядового продавца до директора. Это и зона доверия к сотрудникам, и разделение матответственности. Наша задача не поймать вора как такового, а предотвратить кражу. В астрологию не верю, но в полнолуние количество «несунов» растет в геометрической прогрессии.

Максим, охранник в гипермаркете:

– Пару месяцев назад нерадивый папаша купил сыну в подарок попугая. Поставил клетку с птичкой в камеру хранения, отоварился и… с ключами от камеры уехал домой. Мы решили клетку с пернатым оставить до утра в кабинете администратора. Ночью попугай открыл клетку и чувствовал себя как дома: поклевал бумагу на столе и кожаное кресло,
«на горшок» сходил. Хозяин птички, когда о ней все-таки вспомнил, решил, что придется убытки возмещать. Но мы его простили.

Наталья БУТЬКО, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter