Анатолий Буяльский: натурализация игроков поможет выиграть время

Руки тянутся к мячу

Разгонять атаки белорусской команды на будущем чемпионате Европы по баскетболу, вполне возможно, будет американка. Эта новость вызвала немало споров среди болельщиков и вновь подняла вот уже который год не теряющие актуальности вопросы о ситуации вокруг женской сборной. С одной стороны — вполне реальная перспектива вновь потягаться с европейскими фаворитами и сыграть на второй Олимпиаде. На другой чаше весов — чемпионат страны. В нем возглавляемый тренером сборной Анатолием Буяльским «Горизонт» теряет очки и к плей–офф подходит на втором месте. Но Анатолия Сергеевича распределение мест в таблице волнует в последнюю очередь. Куда важнее сама суть происходящего на площадках, которую тренер описывает жестко, но емко: издевательство над баскетболом. Речь — о формате розыгрыша. Но за ним, по мнению Буяльского, кроется немало куда более серьезных и глобальных проблем.


Фото  www.fiba.com


— Странная складывается ситуация. Нам говорят, что матчи, проходящие по турам три дня подряд, должны привлечь зрителей на трибуны. Смешно. Какие зрители? Какие трибуны? Понятно ведь, что это сделано ради судейства. Настоящую кормушку устроили: молодежь матчи в 8 утра начинает, перерывы сокращают, календарь перекраивают, и все для того, чтобы судейская бригада могла еще на два–три матча успеть. Арбитры в зал за 10 минут до начала матча забегают, после двух отработанных встреч уже бегать не в состоянии — по углам только стоят. Поэтому прежде чем говорить об олимпийских перспективах и медалях, нам нужно научиться уважать себя. В Польше даже в первой женской лиге каждый матч — праздник. Уровень игры никакой, но трибуны битком. А мы имеем то, что имеем.

— Ситуация еще более настораживает, если вспомнить, что за границей играют всего несколько наших сборниц: Левченко, Лихтарович, Снытина...

— Разве в 2007 году у нас было иначе? Или разве тогда кто–то из девчонок играл за европейские клубы? Меня больше настораживает, что, по сути, я вернулся в ту же самую сборную, которую оставил три года назад. Тогда, помнится, многие критиковали меня за то, что, дескать, Буяльский не занимается сменой поколений. И что сменили за время моего отсутствия? Только теперь смену поколений я должен буду проводить в авральном режиме на турнире, результат выступления на котором для нас будет иметь архиважное значение. Я, признаться, до сих пор сам в больших сомнениях по поводу состава.

— Выбор, подозреваю, не так и велик: «Горизонт»...

— ...Давайте сразу закроем тему: «Горизонт» никогда не был базовым клубом сборной. И нынешние Фото  Александра  Стадубаего результаты — тому подтверждение. И поэтому меня радует, что, например, Ольга Зюзькова из «Цмокаў», пусть и поздновато, но раскрылась. На минувшем чемпионате мира именно она должна была быть основной разыгрывающей сборной. И если уж говорить о некоем базовом клубе, то, скорее, это «Цмокi». Хотя бы потому, что в «Горизонте» условия и близко не могут считаться приближенными к условиям национальной команды. Когда баскетболистки и тренеры по два–три месяца не получают зарплату, по ходу сезона отказываются от участия в Балтийской лиге и давно забыли про сборы, то этот клуб в лучшем случае может просто давать игрокам возможность набирать форму и возвращаться в строй.

— Сейчас много разговоров о натурализации игроков: она способна решить проблему?

— Решить — нет. Но она может дать нам время. Отсрочку для того, чтобы мы подтянули наших игроков до какого–то уровня. Мы ведь не пачками легионеров завозим. Речь о единичных случаях и исключительно для обеспечения результата. К тому же, обсуждая подобные переходы, нужно помнить, что если в мужском баскетболе мы отстали навсегда, то в женском даже на уровне молодежи смотримся пока неплохо. И здесь не нужно вспоминать так толком и не сыгравшего за мужскую сборную Данте Стиггерса. Игроков его уровня в Америке можно было 200 человек набрать, но, например, Ангола Дорч, которая сейчас играет в «Цмоках», на четыре головы сильнее многих наших девушек.

— Не говоря уже о «новой белоруске» Линдсей Хардинг...

— И, к слову, по этой же причине получить разрешение и заявить ее для участия в чемпионате Европы гораздо сложнее, чем условного Стиггерса. «Беларусь заявляет американку»: многих настораживает уже сам этот факт. Мы ведь не просто где–то болтаемся, а на что–то претендуем. Так что в этой истории пока вопросов гораздо больше, чем ответов.

— Если Хардинг все же присоединится к сборной, наверняка найдутся и те, кто вспомнит, что ей 30 лет и вряд ли она способна нам помочь в долгосрочной перспективе...

— Меня подобные разговоры вообще не волнуют. Этот человек должен отработать здесь два–три года, и для нас этого будет достаточно. Мне ведь сейчас не нужны в сборной игроки вроде Оксаны Степанюк в «Горизонте». Это очень перспективная девушка: в следующем сезоне она наверняка будет давать результат. Мы ее и брали не сейчас играть — ей всего 19 лет. Но у меня нет времени ждать, когда такие игроки раскроются. Результат нужен здесь и сейчас.

— А как вы относитесь к мнению, что легионеры в принципе никогда не будут играть за сборную с такой самоотдачей, как белорусы?

— Это зависит не от паспорта, а от профессионализма каждого конкретного человека. Сейчас очень сложно играть по принципу «за Родину!» Но при этом так, как играла Бекки Хэммон за Россию, не каждая россиянка играть сможет. И никто ведь слова не сказал, когда она им медаль выиграла.

— У нас удачная группа на чемпионате Европы?

— Рабочая. Жребий мог быть значительно сложнее. Единственное, я не хотел бы встречаться на групповой стадии со сборной России. Без каких–то объективных причин: просто на более поздних стадиях мы с ними обычно играем лучше. Но все эти рассуждения не имеют практического смысла. Повезет со жребием вначале — будет сложнее потом. Так что есть группа, есть соперницы и расписание матчей. И нужно просто играть. Если не умеешь — никто не поможет.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 41 (24671). Среда, 4 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter