Руины пылают и стреляют

В Минске 47 бросовых строений, превратившихся в притоны для бомжей

В столице 47 бросовых строений, которые каждую осень—зиму превращаются в притоны для бомжей

«Осторожно! Неэксплуатируемый объект». Таблички с такими надписями давно пора бы разработать коммунальным службам города. Ведь эти здания, как бомбы замедленного действия, рано или поздно сдетонируют. И тогда уже незачем будет заколачивать окна и двери, ставить решетки и оправдываться: мол, денег на содержание из городского бюджета не поступило. Бросовые постройки — открытые язвы больших городов, архитектура с нулевым коэффициентом пользы, до которой никак не доберется бульдозер. А на дворе — холода. В итоге сюда добираются те, для кого ветер и снег — вечные спутники бродячей жизни.

— Лучше не ходите туда. Там ошивается всякая нечисть: напоретесь еще на компанию, — с материнскими нотками в голосе предупредила пенсионерка возле подъезда пятиэтажки. Не послушал — пошел.

Улица Славинского, 11. Типовой детский садик времен перестройки: два этажа, широкие крылечки, железный забор по периметру. На стенах — разноцветные следы коммунального бессознательного в духе «Мы здесь главные». На окнах обоих этажей — толстые, почти тюремные решетки. Казалось бы, кто сможет преодолеть такую оборону? Но, как выяснилось, смогли, и не раз. Тут и там — приваренные поверх куски арматуры. А вот и совсем свежий след: в проеме входной двери аккуратно спилены и отогнуты несколько звеньев решетки. Как раз, чтобы пролезть взрослому человеку.

Внутри во всем видна рука и нога человека: мусор, граффити, пустые бутылки, следы огня и еды. «Хозяев» я не застал: может, и к лучшему.

— Никаких проблем с этим объектом у нас нет. Пожаров здесь в этом году не было. Тем не менее по вечерам мы обязательно включаем детсад в зону своего патрулирования, — бодро отрапортовал капитан из близлежащего опорного пункта милиции.

Странно. По сводкам МЧС, здесь только за сентябрь—октябрь произошло 4 возгорания. Огонь во всех случаях занесен неизвестными лицами… Две мамы с колясками, увидев, как я выхожу из ворот садика-призрака, поспешили изменить маршрут своего променада.

— Я уже устал платить штрафы и слушать нарекания в свой адрес. В конце концов, я профессиональный боксер, а не дворник, который должен гонять бомжей и вставлять решетки в окна! — не может сдержать эмоций Константин Соколов, директор СДЮШОР по боксу. — Город отдал нам этот детский садик три года назад под столичный центр олимпийского резерва по боксу. Михаил Павлов ясно сказал: разрабатывайте проект, будем строить. Его подготовили, но дальше эскизного решения дело не пошло. И тут на горизонте появилась фирма «Тапас Плюс», которая сначала собиралась построить на этой территории жилой дом с отдельным этажом под нашу секцию. Затем — офисное здание. В итоге прошли годы, а детсад как стоял, так и стоит: ни дома, ни офисов. А бомжи как лезли, так и лезут. Отсюда — все пожары. Балансодержатель по документам кто? СДЮШОР. Получите штраф… Ну нет у меня сегодня денег на то, чтобы нанять сторожа или позволить себе услуги вневедомственной охраны. У нас в штате 25 тренеров, которые вынуждены работать в двух полуподвалах жилых домов и бывшем актовом зале ЖЭСа. А вы говорите — сторож.

На днях Константин Сергеевич написал письмо на имя мэра столицы Николая Ладутько. Просьба одна: разобраться в сложившейся ситуации и снять детсад с баланса спортшколы.

Директор ООО «Тапас» Александр Савицкий не склонен драматизировать ситуацию. В должности он не так давно, но обо всех перипетиях наслышан… Да, поначалу на Славинского собирались строить два девятиэтажных дома, но не сложилось: рынок жилья в тот момент «просто упал». Позже было принято решение о реконструкции существующего здания под административно-торговый центр со встроенными помещениями физкультурно-оздоровительного типа. В июле город решил изъять этот участок земли и передать его от СДЮШОР «Тапасу» за 1 млрд. 300 млн. рублей. Сейчас оформляются все документы на землю, готовится решение администрации Первомайского района по рассрочке платежа и завершается разработка архитектурного проекта.

— Уверен, к Новому году мы уже сможем приступить к реконструкции в полном объеме. Пока же детсад — наша общая беда, и ответственность с себя мы также не снимаем, — считает Александр Савицкий.

Если по данному объекту свет в конце тоннеля все-таки забрезжил, то в многоярусном гараже на улице П. Бровки, 25а его не видно с 1997 года. С тех самых пор, как шестиэтажный паркинг для машин скорой помощи законсервировали. Так и стоит он хмурым одиноким утесом, а у «подножия» спокойно встречают очередную осень под дождем кареты «скорой».

— А при чем здесь мы? Объект на балансе УКСа Мингорисполкома. Туда и звоните, — сразу отсек все вопросы Виктор Брилевский, главный инженер КУП «Минсксанавтотранс». — Спроектировали гараж в 1987-м, законсервировали десять лет спустя. В 2000-м перестелили кровлю. Все. Чтобы довести его теперь до ума, нужны средства, которых у нас нет. А что лезут туда все кому не лень, то это не к нам. Это к милиции.

Сейчас все объясню. В июле этого года 21-летняя девушка упала в техпроем с восьмого на шестой этаж и получила серьезные травмы. Девятого октября ее ровесница свалилась в вентшахту указанного паркинга и сломала себе все, что только можно: позвонок, лодыжку, палец левой кисти… В обоих случаях на деблокировку пострадавших по тревоге вызывали спасателей МЧС. Последние, разумеется, не стали закрывать глаза на бесхозный долгострой и быстро нашли ответственного балансодержателя.

— Несмотря на многочисленные аукционы, инвестор так и не нашелся. Главная проблема — высокая стоимость. До конца года с помощью «Минскгоримущества» мы еще раз попробуем выставить паркинг на торги, но гарантий опять же никаких, — разводит руками Павел Бобрович, начальник отдела технадзора УКСа Мингор­исполкома. — Два нижних этажа гаража заварены железными решетками. Кто и как туда умудряется пробраться, неизвестно. Наладить круглосуточный контроль со стороны наших специалистов физически невозможно: мы работаем в другой части города. А вот сторожа КУП «Минсксанавтотранс» запросто могли бы периодически заглядывать в пустующий паркинг: он ведь через забор от стоянки «скорых».

Пока в товарищах согласья нет, незавершенная стоянка для всех — бельмо в глазу. Поэтому даже трудно предположить, чем она «выстрелит» в следующий раз. Падением с высоты? Пожаром или, может быть, взрывом?

— Сегодня в столице 47 подобных объектов, и от каждого из них можно ожидать чего угодно. В основном это отселенные ветхие дома или незавершенное строительство. Пока разрабатывается и утверждается проектно-сметная документация на их снос, иной раз проходят месяцы и годы. За время этого вакуума в неэксплуатируемых домах поселяются бомжи и прочие маргиналы. А им много не надо: выпил, закурил, развел костер — и уснул. Получите пожар, — говорит Дмитрий Дубаневич, начальник управления надзора и профилактики Минского городского управления МЧС. — В многоэтажных домах столицы за последние годы удалось навести порядок: двери в подъезды, выходы на техэтажи и подвалы запираются хорошо. Поэтому бесхозные постройки в осенне-зимний период, остаются, пожалуй, единственным спасением для данной категории горожан: они срывают доски, спиливают решетки на окнах, выламывают двери... Только за прошлый год мы выезжали на 70 таких загораний, 1 человек получил серьезные ожоги. В этом зарегистрировано уже 28 пожаров и загораний. Что делает городское управление МЧС, чтобы победить бесхозяйственность? Привлекаем к административной ответственности владельцев-нарушителей, направляем информации администрациям районов, озвучиваем самые проблемные объекты на городской комиссии по ЧС под председательством мэра. Пусть не сразу, но многие руководители начинают понимать: если объект не эксплуатируется, это не значит, что там можно устраивать свалку бытовых отходов и жарить шашлыки. И отговорки вроде «нет сил, средств и времени» не принимаются.

На снимках: улица Славинского, 11 - к Новому году здесь планируют начать реконструкцию; многоуровневый гараж по улице Бровки, 25а, с 1997 года - бельмо на глазу города.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter