Рудниковый период

Беларусь – не Колыма. В том смысле, что золотых жил у нас нет. С нефтью и газом тоже негусто. Крупно повезло с калийной солью. Природный клад, соль земли, эликсир плодородия, конвертируемая валюта...
Беларусь – не Колыма. В том смысле, что золотых жил у нас нет. С нефтью и газом тоже негусто. Крупно повезло с калийной солью. Природный клад, соль земли, эликсир плодородия, конвертируемая валюта... Ряд синонимов может быть таким же длинным, как вереницы железнодорожных составов, которые мчат солигорские удобрения в порты стран Балтии и Николаева. Прибытия крупнотоннажных кораблей — «Панамаксов», груженных белорусским хлоркалием, ждут крестьяне Китая, Индии, Бразилии, Аргентины и еще десятков стран. Оно и понятно: «зеленой революции» без калия не получится.

В обратном направлении движ
утся финансы. Продажи ПО «Беларуськалий» за рубежом превышают 1 миллиард долларов в год. Солигорск, таким образом, не просто город шахтеров — здесь живут настоящие «забойщики» валюты. Но вот вопрос: насколько долговечен ресурс источников, которые сегодня снабжают село удобрением и приносят государству солидные доходы от экспорта? В марте прошлого года на «Беларуськалии» побывал Президент. Он осмотрел работающие рудники и дал ряд поручений. Суть их такова: разработка новых месторождений должна вестись ускоренными темпами, а предприятию необходимо увеличивать объемы добычи и экспорта хлоркалия.

Чтобы узнать, как выполняются поставленные Президентом задачи, корреспонденты «СБ» отправились в Солигорск.

Глубокий подход

На расстоянии 7 километров 300 метров от второй обогатительной фабрики находится площадка строящегося Краснослободского рудника. В день нашего приезда работники «Шахтоспецстроя» достигли глубины 623 метра.

«Хвастать не будем, но темпы, с которыми здесь «буравят» землю, по мировым меркам рекордные, график опережаем на полгода», — главный инженер строящегося рудника Александр Жевлаков говорит, не заглядывая в рабочий блокнот. Шахтный ствол уже «родит» сильвинит – сырье для удобрений. Третий горизонт вскрыт, но останавливаться пока рано. Молодые ребята попеременно — одна бригада сменяет другую — погружаются под землю, чтобы расчищать путь к соли осьминогом–грейфером. Шахтный ствол будет углубляться до 710 метров. Потом разработка продолжится, но уже «вширь». В солигорских недрах появится еще один подземный город.

...Вокруг строящегося рудника сейчас пустырь. В округе зеленеет трава, а вдали – бурые отвалы отработанного сырья. Картинка, честно говоря, унылая. Но через несколько лет индустриальный пейзаж разбавится живыми колерами. Возле Краснослободского месторождения будет цвести сад. Это, кстати, одно из поручений Президента. «Деревья здесь посажены самые разные — яблоки, абрикосы, китайские вишни, — со вкусом перечисляет замдиректора Краснослободского участка Олег Шевцов. – Уже через три–четыре года место будет не узнать».

Стройка уже обросла инфраструктурой. Подведен газопровод и электросети. Заканчивается отделка административного здания. Построен склад для хранения руды. Протянута конвейерная лента на вторую обогатительную фабрику «Беларуськалия». «Пять тонн сильвинита, выкопанные здесь, дадут после обработки одну тонну удобрений, — объясняет Александр Жевлаков. — Транспортироваться на фабрику сырье будет круглые сутки».

Признаться, конвейер длиной 7 километров нам с фотокором раньше и не снился.

«Это что! — улыбаются работники объединения. — С Березовского рудника пойдет 10–километровый конвейер. А вообще, если собрать все ленты с наших производств, можно опоясать ими земной шар по экватору». (Глобальный подход!)

На 60 лет вперед

Сказать, что генеральный директор «Беларуськалия» Андрей Башура человек занятой — ничего не сказать. Представьте себе, каково это — управлять производством, на котором трудятся едва ли не 20.000 человек и которое поставляет продукцию в 53 страны. Тем не менее получасовое «окошко» в своем графике Андрей Николаевич для нас любезно открыл. И сразу перешел к делу.

«Известно, что строительство Краснослободского рудника вызвано истощением запасов на 1–м и 2–м рудоуправлениях. Две обогатительные фабрики, «завязанные» на старые месторождения, необходимо обеспечивать сырьем, строить новые слишком дорого», — напомнил суть проблемы генеральный директор.

«Сметная стоимость Краснослободского рудника — 180 миллионов долларов. Фактически она окажется выше, так как дорожает оборудование, энергоносители. В этом году на строящемся объекте запланировано освоить 105 миллиардов рублей. Кроме того, стартовало строительство Березовского рудника, на него в течение года будет направлено 45 миллиардов рублей».

— И насколько объединению хватит новых рудников?

— Освоив их, увеличим запасы руды до более чем 1,5 миллиарда тонн. По нашим расчетам, этого достаточно, чтобы загрузить 1–е, 2–е, 3–е и 4–е рудоуправления на 60 лет.

— Как влияют новые цены на энергоносители на работу предприятия?

— Безусловно, не в лучшую сторону. В прошлом году мы покупали газ по 68 долларов за тысячу «кубов», в этом платим 120. Но ситуацию не драматизируем. Колебания цен на газ для нас не так критичны. Главное, что руда своя.

— То есть роста цен вы фактически не почувствовали?

— Нет, это было бы неправильным утверждением. Конечно, на экономике «Беларуськалия» подорожание газа отразилось. Но нельзя сказать, чтобы мы испытали шок. По предварительным данным, рентабельность производства в первом квартале 2007–го составила 58,3 процента.

— Высокий показатель!

— Когда рентабельность меньше 40 процентов, нет смысла заниматься калийным бизнесом. Ведь вложения в разработку новых рудников огромные, тем более предприятие финансирует их за счет собственных средств. Логично, что инвестиции должны окупаться...

Третий не лишний

Хлористый калий — уникальная экспортная позиция Беларуси. Не только потому, что это сырьевой товар, но скорее оттого, что в течение последних лет в этом сегменте мирового рынка страна уверенно держится в числе лидеров. Разумеется, для нас крайне важно проводить выгодную ценовую политику. Однако для этого необходимо выстроить консолидированную стратегию с российскими производителями. Можно констатировать: и в этой части есть серьезные успехи. «Белорусская калийная компания состоялась. Это позволяет нам удерживать выгодный уровень цен», — говорит Андрей Башура.

Кстати, вчера об успехах БКК говорил и Президент, отметив, что уход от посредников дал солигорскому гиганту больше прибыли при одинаковых (и даже меньших) объемах экспорта.

В 2006 году переговоры «Беларуськалия» и входящего в структуру БКК «Уралкалия» с китайскими и индийскими потребителями растянулись на несколько месяцев. Дело обычное для сырьевого рынка. Продавец хочет продать дороже. Ведь ему нужно окупать вложения в разработку месторождений и компенсировать рост цен на материалы и оборудование. Покупатель заинтересован, чтобы цена была как можно ниже. В этом диалоге победа осталась за БКК...

«С августа работа завертелась, — вспоминает руководитель «Беларуськалия». — Несмотря на то что полгода мы фактически простаивали, так как основные покупатели не соглашались на повышение цен, время удалось наверстать. По итогам 2006–го мы перешагнули экспортный рубеж в 1 миллиард долларов и чуть–чуть недотянули до уровня 2005–го».

В нынешнем году на «Беларуськалии» рассчитывают увеличить экспорт до 1 миллиарда 150 миллионов долларов. «1 миллион тонн удобрений отпустим нашим сельхозпредприятиям. И более 7 миллионов поставим на экспорт», — делится планами А.Башура. Гендиректор уверен, что в ближайшее время экспортные поставки предприятия будут расти. «К 2012 году продажи за рубеж должны увеличиться до 9 миллионов тонн».

Профессионалы уверены: если к БКК примкнет российский «Сильвинит», то экспортная выручка белорусских и российских производителей может стать еще выше.

«Мы сегодня производим 8 миллионов тонн хлоркалия. «Уралкалий» и «Сильвинит» — более 4 миллионов тонн каждый. Если с таким объемом — 16 миллионов тонн — дружно выйти на рынок, то его лидеру — канадцам, скорее всего, придется подвинуться, — рассуждает Андрей Башура. — Мелкому производителю вроде Иордании, которая поставляет 2 миллиона тонн в год, сложно диктовать цены. А вот белорусско–российское трио могло бы это делать».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter