Ручное дело

Наш человек в швейцарском банке

Наш человек в швейцарском банке


Для белорусского гандбола наступает время испытаний. Сегодня матчем с командой Кипра подопечные Юрия Шевцова стартуют в квалификационном турнире чемпионата мира. Стартуют с далеко не самым лучшим настроением. «Наша главная задача — не повторить ошибок предыдущего отборочного цикла», — несмотря на методичность и основательность в работе, избежать грабель, на которые год назад наступил его предшественник Георгий Свириденко, нынешний главный тренер гандбольной сборной не смог. «Ситуация сложилась такая, что на некоторых позициях у нас играют третьи номера», — обрисовал диспозицию накануне отъезда главком, почти слово в слово повторив годичной давности слова Свириденко о преследующей команду черной полосе. Положение и впрямь хоть к шаманам иди. Травмировался Андрей Курчев, в силу семейных обстоятельств потеряли Сергея Горбока, не успел решить бюрократические вопросы Сергей Рутенко, один за другим отправились в лазарет их сменщики: Артур Борзенков, Сергей Шилович и ключевой защитник Максим Бабичев. Финальным аккордом стала травма Максима Баранова на флажке заключительного матча с литовцами, заставившая тренерский штаб вновь браться за телефон и в авральном порядке искать замену. На этом фоне возвращение в состав национальной команды Алексея Усика выглядит частью какой–то другой, оптимистичной истории. Два года полусредний швейцарского «Санкт–Оттмара» из–за травм не мог помочь сборной. Да и нынешний сбор пропустил почти полностью. Но вернулся, с ходу вошел в работу и привычно взвалил на себя груз лидерства. Не поздно ли?


— Главное, что чувствую себя хорошо, — отбегав вместе со всеми «обязательную» тренировочную программу, Алексей, как и положено профессионалу, в одиночестве отправился в тренажерку — отрабатывать «сверхурочные». — Видите, постепенно прихожу в себя после затянувшейся череды травм. И на приглашение Швецова сразу согласился. Правда, вырваться было непросто. Я ведь еще и работаю в Швейцарии.


— Тренером?


— Нет, в банке. Кризис же. В клубе начались сложные времена, ушли спонсоры, бюджет сократился на треть. Пришлось соглашаться на урезание зарплат и искать подработку. И не мне одному. Так что половину дня, приблизительно с семи до двенадцати, я сотрудник отдела распечаток одного из банков. После обеда — игрок гандбольного клуба.


— Ничего себе поворот...


— Не такое уж и несовместимое это дело, как оказалось. Я и учусь еще. Экономическое образование получаю. Так что банковская работа — по профилю. Правда, времени забирает много и уговорить работодателей отпустить меня на сбор было сложно.


— А здесь говорили: швейцарцы боятся, что Усик усилит главного конкурента в борьбе за место в плей–офф...


— Ничего подобного. Мой клуб проблемы сборной волнуют мало. Куда сложнее было убедить врача: он был категорически против моей поездки в Беларусь. Его можно понять: я лидер и только недавно восстановился после травмы. Из–за перерыва немного выпал из игрового рисунка команды. А на носу матчи с нашими главными конкурентами. Даже микротравма может означать большие проблемы...


— Риск велик: у нас как ни отборочный турнир — так полкоманды в лазарете...


— Обычное дело. Я в гандболе уже давно и травмами меня не удивишь. Я постоянно созванивался с нашими ребятами, с Андреем Крайновым, например... Знал, какая ситуация в команде, и просто не мог отказать.


— И как тебе сборная образца 2010 года?


— Исполнители неплохие есть, но они еще очень «сырые». Ребятам надо еще 3 — 4 года, чтобы подрасти. Я не знаю, как было со Свириденко, но работать с Шевцовым очень приятно. Хорошие отношения внутри команды, четко организованный процесс. Шевцов по сути своей уже давно европеец, и мне, как человеку 10 лет отыгравшему в Швейцарии, такой подход кажется ближе, понятнее и эффективнее. Так все европейские команды работают: игроку дают несколько схем поведения в той или иной ситуации, а он выбирает из них наиболее подходящие. Раньше же у нас приходилось самому искать эти варианты и предлагать их тренеру. Вот и получалось, что в одной игре человек мог сыграть блестяще, а в следующей — провалиться.


— Но ты–то ладно, человек европейский, привычный. А местных игроков приходится, подозреваю, во многом переучивать...


— Есть такой момент. Вот, например, играет у нас в сборной Дмитрий Камышик. Неплохой игрок, но нет чувства игры. А объяснить ему, куда набегать надо, не получается. Он все по–своему делает. Это у нас такой менталитет — давно заметил. Считает игрок, что ему нужно улучшать прыжок или бросок, — и он будет над этим работать вне зависимости от того, что говорит тренер. Или вот в защите. Есть же расчеты, оценки игры противника. Известно, что вот с этой стороны опасность поражения ворот, допустим, 50 процентов, а с другого фланга — 80. Тренер исходя из этого строит игру. А ребята все равно пытаются по–своему делать. Даже я с моим опытом не пытаюсь самодеятельность устраивать!


— Может, этой дисциплине можно научиться лишь попав в европейские клубы?


— Трудно сказать. Но я знаю очень много ребят, которые так и не нашли себя в европейском гандболе, уехали назад и закончили карьеру. Не у каждого есть характер. Мне в Швейцарии первые года три выть хотелось. Это сейчас уже корни пустил: жена учителем физкультуры устроилась, дети в школу пошли, мне уже в этом году предлагали должность тренера в клубе. Я, правда, пока отказался. Жена, кстати, была против моего отъезда в сборную.


— В этой связи еще один пример вспоминается — Сергея Горбока. Тот по семейным обстоятельствам отказался...


— У него — тройня! У меня двое детей разного возраста — и то иной раз не знаешь, как все успеть. Никакая няня не поможет. Так что я не осуждаю Сергея.


— Не допускаешь мысли о том, чтобы поработать или поиграть в каком–либо из белорусских клубов?


— Идеи такие появляются, но мне сложно представить, как их реализовать. Семья в Швейцарии уже обжилась, и я не смогу оставить их там. Правда, о смене гражданства тоже не думаю. Это просто не нужно. У меня есть вид на жительство, который дает практически равные с гражданами Швейцарии права. И в жизни, и при приеме на работу. В этой стране четверть населения живет с иностранными паспортами, так что и я свой планирую оставить при себе.


Состав сборной Беларуси


Вратари — Алексей Кишов, СКА, Андрей Крайнов, БГК им. Мешкова; левые крайние — Иван Бровко, «Мельзунген», Роман Колеснев, «Машека»; правые крайние — Алексей Усик, «Санкт–Оттмар», Денис Рутенко, «Динамо»; линейные — Юрий Громыко, БГК им. Мешкова, Максим Нехайчик, БГК им. Мешкова, Александр Титов, «Динамо», Вячеслав Шумак, БГК им. Мешкова; левые полусредние — Дмитрий Камышик, «Аркатрон», Дмитрий Чистобаев, СКА; правые полусредние — Андрей Вахнович, «Кронон», Антон Ладутько, «Виктория–Регия»; разыгрывающие — Борис Пуховский, «Динамо», Евгений Семенов, СКА, Андрей Синяк (1972, Хаслох, Германия, Д3, 91/261).


Расписание турнира


15.01. Беларусь — Кипр (начало — 20.30), 16.01. Фарерские острова — Беларусь (16.00), 17.01. Беларусь — Швейцария (12.30).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter