Ручная работа

О куклах и кукловодах

О куклах и кукловодах


«Когда вместе занимаешься одним и тем же делом, словно бы роешь тоннель с двух сторон, — это ощущение прекрасного, театрального счастья», — заметил режиссер Марк Захаров, поздравляя с юбилеем актрису Инну Чурикову. Видимо, именно это ощущение переполняет и участников проходящего сейчас в Минске V Международного фестиваля кукол. Уютный буфет Белорусского театра кукол «Пиратская бухта» превратился в эти дни в настоящий театральный Вавилон: здесь говорят на разных европейских языках и понимают друг друга без переводчика — жестом, намеком, полуулыбкой.


Фестиваль без накладок — все равно что шампанское без пузырьков. И они на фестивале, как и полагается, произошли. Фестиваль должна была открыть новая постановка главного режиссера и художественного руководителя Белорусского государственного театра кукол Алексея Лелявского «Баллада о белой вишне», но на изготовление кукол спектакля потребовалось больше времени, чем предполагали. В результате «Балладу» зритель увидит только в конце октября. Вторая накладка связана с Русским инженерным театром «АХЕ» и его постановкой «Фауст в кубе. 2360 слов». Петербургский коллектив заранее поставил условие, чтобы на постановку, рассчитанную на маленький зал, был продан только партер, но руководство Купаловского театра, на чьей сцене шел показ, решило не мелочиться и продать весь зрительный зал. В результате по настоянию петербургской стороны 100 билетов было возвращено в кассу, и ровно 100 зрителей на спектакль не попали. Накладка досадная, ее можно было бы избежать, если бы руководство Купаловского театра, чью крепкую хозяйственную руку мы запомнили еще по фестивалю «Панорама», умерило свой коммерческий аппетит.


Сам «Фауст в кубе» оказался ярким, изобретательным зрелищем, перегруженным аллегориями. Главный герой спектакля, по словам создателей, — меняющееся пространство. Именно такой кукольный театр, немного разнящийся с нашим привычным представлением, востребован сегодня в Европе. «Ошеломляющее, вопиющее и действительно потрясающее действо!», «вызов, который стоит принять», «высочайшее искусство магии» — вот лишь некоторые отзывы о спектакле из европейских газет.


— Петербург сегодня очень кукольный город, — рассказал один из создателей театра «АХЕ» Павел Семченко. — Почти все «Золотые маски» в номинации «Кукольный театр» в последние годы неизменно уезжают в наш город. К тому же недавно был отремонтирован Большой театр кукол. Туда снова пошел зритель.


А вот бельгийский театр «Агора» привез в Минск, по собственному признанию, спектакль политический. «Мы не говорим слово «политика» вслух, — рассказывает художественный руководитель бельгийского театра «Агора» Марсель Кремер. — Мы бельгийцы, а бельгийцы, как известно, — пацифисты. Тем не менее в спектакле мы выступаем против политики президента Буша, у которого сегодня много имен».


Алексей Лелявский отметил, что вполне возможно, сотрудничество бельгийского режиссера и белорусских коллег продолжится в совместном проекте. «Правда, Марсель об этом еще не знает», — пошутил Алексей Анатольевич. Кроме того, Лелявский занят поисками издательства, которое могло бы заинтересоваться изданием книги Марселя Кремера.


Фестиваль — отличный повод поразмышлять с зарубежными гостями о месте кукольного театра в театральной иерархии.


— На ваш взгляд, современный кукольный театр по–прежнему элитарен?


— Элитарный театр — это когда в зале нет зрителей, — иронизировал художественный руководитель бельгийского театра Марсель Кремер. — Гротовский был элитарен, играл в подвалах, чуланах. По мне — лучше играть на площади или в поле. Любой театр, в том числе и кукольный, сегодня должен искать своего зрителя. Особенно среди детей, полностью погруженных в Интернет, TV, компьютерные игры. Я часто наблюдаю, как, придя в наш театр, ребенок снимает спектакль на видеокамеру мобильного телефона. Он не смотрит на сцену. Жалюзи человеческой фантазии, к сожалению, уже закрыты. Но, думаю, мы переживем и эти времена.


— Для вашего театра важна государственная поддержка?


— В самой Бельгии у нас постоянный конфликт с министерством культуры. За время нашего существования сменилось пять министров, с каждым из них мы были в конфликте. Отношения театра и официальных структур — это всегда игра шута и короля.


...Сегодня фестиваль продолжится. Зрители увидят спектакли Литвы, Польши и Беларуси («Поэма без слов», Гродненский областной театр кукол).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter