Рубли по осени считают

Расходы на здравоохранение и образование в бюджете-2017 будут приоритетными
В Парламенте состоялось нулевое чтение проекта бюджета на будущий год. А в начале октября депутаты начнут обсуждать главный финансовый документ в Овальном зале. Об особенностях нового бюджета и его приоритетах “НГ” расспросила председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по бюджету и финансам Людмилу Добрынину.



— Людмила Анатольевна, некоторые эксперты уже успели назвать бюджет-2017 пессимистичным. Отчасти на такую оценку повлиял и тот факт, что при составлении финансового баланса разработчики взяли за основу прогноз стоимости нефти в размере 35 долларов за баррель и валютного курса 75 российских рублей за доллар. 

Это своеобразная перестраховка?

— Мы должны исходить из реальной ситуации. Наверняка в течение года и стоимость энергоносителей, и валютный курс будут меняться. Вполне возможно, что в благоприятную для нас сторону. И лучше уж потом при росте поступлений в бюджет соответственно увеличивать расходы, чем в середине года идти на секвестирование, то есть зажимать пояса.

Вообще, если говорить о формировании бюджета, то для нас важно сохранение стабильности в налоговой политике и повышение ее эффективности через расширение налогооблагаемой базы и оптимизацию налоговых льгот. Второй момент касается выполнения всех социальных программ, поддержки ключевых отраслей экономики и стимулирования ее развития. Это позволяет запланировать рост доходов на шесть процентов к оценке 2016 года. В абсолютных цифрах доходы республиканского бюджета-2017 составят 18,2 миллиарда рублей. Расходы сформированы в размере 16,7 миллиарда рублей, или 99% к этому году.

— Получается, страна в следующем году потратит меньше, чем в нынешнем. Как это отразится на экономике и уровне жизни людей?

— На самом деле структура расходов существенно не меняется. Что же касается расходов капитального характера, в том числе на ремонты, приобретение оборудования и так далее, здесь, конечно, придется несколько ужиматься в тратах, потому что государство должно выполнить первоочередные обязательства в части выплаты зарплат, пенсий, пособий. 

К примеру, в следующем году предусматривается увеличение зарплаты в бюджетном секторе на 9 процентов. Более высокими темпами по сравнению с другими сферами будут расти расходы на здравоохранение и образование — 18,5 и 12,1 процента соответственно. Почти 

500 миллионов рублей предусмотрено на формирование семейного капитала. Заложены суммы на предоставление жилищных субсидий для частичного возмещения платы за жилищно-коммунальные услуги. Напомню, что рассчитывать на поддержку государства смогут те семьи, где расходы на “коммуналку” будут превышать 20 процентов от совокупного семейного дохода (в сельской местности — 15 процентов). Все это требует немалых денег. Поэтому при обсуждении законопроекта о республиканском бюджете мы обращаем внимание на программно-целевой метод бюджетирования, ориентированный на результат. И во главу угла ставим прежде всего пакет социальных программ с тем, чтобы не допустить отставания в их выполнении и повысить эффективность использования бюджетных средств.

— Однако на будущий год урезано финансирование жилищного строительства, в том числе за счет господдержки. Всего планируется построить порядка трех миллионов квадратных метров, и это значительно меньше, чем в предыдущие годы... 

— Хочу заметить, что при этом в полной мере сохранится поддержка многодетных семей. Еще около 550 миллионов бюджетных средств будет направлено на строительство социальных объектов, арендного жилья, предоставление субсидий гражданам. 

Важно понимать, что задача государства не в том, чтобы каждому дать ключи от квартиры, а в том, чтобы создать условия и запустить механизмы, позволяющие человеку самостоятельно решить жилищный вопрос. В этом плане необходимо развивать и совершенствовать правовую базу, в том числе в сфере ипотечного кредитования, системы жилстройсбережений. Понятно, что для этого должны быть доступны кредитные ресурсы, и шаги в этом направлении делаются. В частности, ставка рефинансирования в следующем году планируется на уровне 15—17 процентов. Поставлена также цель выйти на однозначные параметры инфляции.

Что касается повышения зарплат в реальном секторе экономики, то этот вопрос тесно увязан с ростом производительности труда и экспорта. Если будем производить качественную, востребованную на внешних рынках продукцию, тогда будут основания и для увеличения зарплат.

— Из вышеуказанных цифр следует, что профицит бюджета составит почти 1,5 миллиарда рублей. На что потратим эти деньги?

— Главным образом на погашение внешнего долга и исполнение гарантий Правительства. Всего на эти цели в бюджете предусмотрено порядка пяти миллиардов рублей. 

— А в следующем году будет легче расплачиваться? Мы прошли пик выплат?

— Легче не будет. Нагрузка сохраняется, но с таким расчетом и формируется бюджет, чтобы в нем заложить расходы на обслуживание госдолга. Наша страна зарекомендовала себя добросовестным заемщиком, который всегда вовремя и полностью рассчитывается по своим долговым обязательствам. Такая ответственность и платежеспособность непосредственно влияет на имидж государства и служит позитивным сигналом для иностранных инвесторов.



На что вы тратите деньги? 



Об этом жителей Брестчины спросил корреспондент “НГ” Александр Курец.



Николай Семенюк, пенсионер: 

— Когда иду в магазин, трачу в основном на питание. Покупаю молочные продукты, колбасу, рыбные консервы, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Хочется и внуков порадовать какими-нибудь лакомствами: конфетами, зефиром, пирожными. Деньги быстро расходятся. Иногда покупаю что-нибудь из одежды. Как правило, самое необходимое. 

Светлана Голякевич, учитель: 

— По-моему, деньги лучше всего инвестировать в отдых. Когда приближается пора отпусков, мы всей семьей заранее планируем, куда отправимся за новыми впечатлениями. В нынешнем году ездили в Грузию, остались очень довольны гостеприимством жителей этой страны, сервисом. И цены, на мой взгляд, приемлемые. В следующий сезон собираемся повторить свой маршрут. Очень понравилось. 

Денис Круглик, рабочий: 

— Работаю в частной фирме. Несколько лет назад взял себе за правило — десятую часть заработка откладывать. Никогда ему не изменяю. Иногда экономлю даже больше — до четверти зарплаты. Когда накапливается приличная сумма, покупаю что-нибудь важное. Так, например, насобирал на новую мебель после ремонта комнаты. Если даже делаю крупные траты, то часть денег все равно оставляю про запас. На всякий случай.

Фотофакт

Мигранты наступают


Фото Рейтер

В Нью-Йорке прошел саммит ООН по проблемам беженцев и мигрантов. Наверное, впервые на столь высоком и представительском уровне мировое сообщество обсуждало миграционный кризис. И вроде бы не безрезультатно. Участники саммита одобрили, в частности, Нью-Йоркскую декларацию, в которой содержатся меры по защите людей, вынужденных покидать свои дома, спасаясь от войн, насилия, последствий стихийных бедствий, бедности и голода. Однако сами мигранты настроены пессимистично и не ждут от этих дискуссий никаких изменений. “Все эти саммиты ни к чему хорошему не приводят. Совещаний проводят много, а организовать гуманитарную помощь для Алеппо не могут. Весь мир так ничего и не сделал. Мы надеемся только на Бога”, — в отчаянии заявляют сирийские беженцы. 

В последние годы наблюдаются самые масштабные за 70 лет миграционные перемещения. Затянувшиеся конфликты, нарушения прав человека, экономические потрясения, изменение климата и стихийные бедствия заставляют все большее число людей покидать свои дома. В поисках безопасного убежища они переживают невероятные страдания. Только из Сирии за время конфликта бежали 

4,5 миллиона человек. Общее же число беженцев достигло в мире 60 миллионов человек. Страны ЕС никак не могут договориться, кто и сколько переселенцев должен принять. Лишнего брать на себя никто не хочет. Ведь каждому мигранту надо дать кров и работу. Это крайне сложная задача. Германия, например, в прошлом году приняла миллион беженцев, но работу получили лишь несколько сотен.

Между тем министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей в своем выступлении на заседании высокого уровня Генассамблеи отметил, что основная масса беженцев — результат затяжных вооруженных конфликтов и прямого вмешательства во внутренние дела суверенных государств. И активно продвигаемый некоторыми странами принцип распределения ответственности должен касаться в первую очередь тех, кто стоит за разжиганием этих конфликтов.

Евгений Кононович

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter