Рублекилометры

На днях дорожники решили, что в следующем году ликвидируют на республиканских автотрассах все неровности и ухабы.
На днях дорожники решили, что в следующем году ликвидируют на республиканских автотрассах все неровности и ухабы. А если ямка все-таки образуется, то ее закатают не более чем за двое суток. Поскольку автомобиль у нас, по статистике, есть чуть ли не в каждой второй семье, то новость обрадует многих. Она обещает сделать наши путешествия еще комфортнее. Впрочем, у дорожников "в рукаве" более важный козырь: меньше ям на асфальте - меньше поминальных крестов на обочинах.

Ох уж эти мужики! Стоит им сесть за руль - мчатся к смерти как угорелые. Вот что гласит международная статистика: в возрасте от 15 до 44 лет не водка, болезни или бандитские разборки становятся основной причиной гибели представителей сильной половины человечества, а ДТП. Женщины и тут куда благоразумнее - для них эта аббревиатура фатальна только в каждом пятом смертельном случае. Специалисты между тем нагнетают страсти. По их прогнозам, лет через 15 дорожные происшествия станут третьей по важности причиной гибели людей - после сердечных болезней и депрессии.

Печально, но наша действительность такие предположения подтверждает. В среднем за последние годы в дорожных происшествиях гибло по 1.725 человек. Теперь помножьте эту цифру хотя бы на 10 - получается население немалого райцентра. Которого уже как бы нет. А ведь эти люди могли не только жить и работать, но и любить друг друга, растить детей... Пока же население сокращается. Причем если сопоставить количество автомобилей и погибших, то у нас соотношение будет в несколько раз худшим, чем на Западе.

Ну почему так происходит? Пьют за рулем наши водители больше, что ли, или хулиганят напропалую? "Все это есть, - прокомментировал мне ситуацию заместитель начальника Гродненской областной ГАИ полковник милиции Казимир Домблевский, - но не эти факторы главные. Безопасность в большей степени зависит от дорожников. Без капиталовложений, внимания государства к этой проблеме достичь существенного прогресса тут маловероятно". Мнение профессионала подкрепляют выводы как белорусских, так и российских исследователей. Оказывается, в 7 из 10 случаев причиной ДТП прямо или косвенно являются неудовлетворительные дорожные условия.

Вот мы и пришли вновь к неровностям и ухабам, которые придется быстренько устранять. Впрочем, это еще цветочки, а вот ядовитые "ягодки", которые также придется убрать с дороги, - скользкое покрытие, близко стоящие к проезжей части деревья и столбы, недостаточное освещение. Все это требует денег, а их не хватает. "За 10 лет автомобилей в стране стало почти втрое больше, а бюджет республиканского дорожного фонда почти вдвое... уменьшился, - заявил корреспонденту "СБ" заместитель директора республиканского департамента "Белавтодор" Анатолий Лытин. - То есть рублей в расчете на километр магистрали использовано заметно меньше. Поэтому вместо того чтобы по плану ремонтировать дороги и повышать их категорию, мы зачастую вынуждены работать в аварийном режиме". А ведь и надо всего - выполнять утвержденную правительством программу "Дороги Беларуси". Правда, финансируется она менее чем наполовину.

А еще плохие шоссе, кроме человеческих жертв, наносят существенный ущерб ВВП страны - потери составляют 1 - 3 процента. Это примерно столько, на сколько Александр Лукашенко потребовал от правительства повысить планы развития на следующий год. Так и хочется сказать: так давайте вложим средства в дороги - и жизнь сразу станет лучше! Но в реальной экономике не все так прямолинейно. Хотя не зря же всякие там американцы и немцы строят свои хайвэи и автобаны. Людей гибнет меньше, грузы доставляются быстрее, машины служат дольше. Это и есть эффективная экономика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter