Затягивание сева ранних яровых зерновых и зернобобовых чревато недобором урожая

Рубль в землю, пять в уме

ПРЕЖДЕ всего, что такое эти оптимальные сроки, кто их устанавливает? Теоретически ранние яровые зерновые и зернобобовые сеют, как только созреет почва, то есть десятисантиметровый верхний слой должен прогреться не менее чем до пяти градусов. На практике ее состояние каждый определяет на глазок. Подсохла почва до мягкопластичного состояния, могут сельхозмашины работать в поле? Можно начинать. Поэтому так называемый оптимальный срок сева у каждого региона свой.


НЕ может, например, Минщина начинать полевые работы одновременно с Брестчиной или Витебщина с Гродненщиной. Помню, как лет 20—25 назад в южной части Минского района практически весь день сеяли яровые, а в северной — шел снег.

Когда выводить в поле почвообрабатывающие и посевные агрегаты – решать работникам агрономической службы и руководителям сельхозпредприятий. Очень важно не прогадать. Выйти на пару дней за оптимальные сроки не страшно. Как, впрочем, и начать работы раньше. Сев, который теоретически должен продолжаться 10—12 дней, в течение 7—12 последующих дней после созревания почвы у большинства яровых не приводит к снижению урожайности, считают в НПЦ НАН по земледелию.

А вот дальнейшее промедление чревато недобором урожая.

Какие могут быть потери? Однозначно ответить невозможно. Все зависит от наличия в почве влаги, питательных веществ, качества ее подготовки, сортов семян, способа посева и многих других факторов. И конечно же — майско-июльской погоды. Так, холодные ночи последних дней не способствуют развитию культур. А лет 8—10 назад в связи с засухой на Гомельщине отельные участки предназначенной на зерно кукурузы убирали на силос, чтобы не потерять корма. Помню и такой случай. На Витебщине раньше обычного пришлось выводить в поле зерноуборочные комбайны, хотя ранние яровые заканчивали сеять в середине мая. Посевы подгорели.

Это крайние случаи, такое бывает не каждый год. Однако если сеять ранние яровые зерновые недели три, без потерь не обойтись, тогда как посевы оптимально ранних сроков меньше повреждаются вредителями, более конкурентоспособны в борьбе с сорной растительностью, лучше используют элементы питания. Так что высокая организованность, соблюдение технологии процессов на всех видах работ — самый дешевый резерв повышения эффективности. Мониторинг накануне весенних полевых работ выявил немало недостатков, которые дают о себе знать, а потом скажутся на недоборе урожая. Примерно в 50 организациях, например, установлены нарушения отраслевых регламентов.

Так за сколько же дней можно посеять ранние яровые зерновые и зернобобовые и сколько на это на самом деле потребовалось времени?

На БРЕСТЧИНЕ, например, при десятичасовом рабочем дне можно управиться за восемь. К такому выводу пришли специалисты Минсельхозпрода, которые проанализировали наличие в области комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов, сеялок, энергонасыщенных тракторов, количество посевных площадей. Чтобы уложиться в оптимальные сроки, в соответствии с рабочим планом регион ежедневно должен был засевать не менее 13 тысяч гектаров. Но этот расчетный показатель скорее служил для ориентира.

Техническая возможность на ВИТЕБЩИНЕ позволяла провести сев ранних яровых зерновых и зернобобовых за девять дней, если за каждый прирастать на 20,4 тысячи гектаров. Это с учетом идеальных погодных условий, эффективного использования техники, высокой организации всего производственного процесса. Но выдерживать эти требования не получается. На вчерашнее утро без кукурузы, гречихи и проса ранние яровые зерновые и зернобобовые там занимали 168 тысяч гектаров – 82 процента запланированного количества.

Технические возможности ГОМЕЛЬЩИНЫ позволяли управиться с этой работой за 11 дней. Столько же времени отводилось сельхозпредприятиям МИНСКОЙ и МОГИЛЕВСКОЙ областей и 12 – ГРОДНЕНСКОЙ. Но темпы работ, как правило, замедляются на финише. На ГОМЕЛЬЩИНЕ, например, на 1 мая ранними яровыми зерновыми оставалось засеять 8,8 тысячи гектаров, а на вчерашние утро – примерно полторы тысячи (0,9 процента), на ГРОДНЕНЩИНЕ не посеяно 800 гектаров (0,5 процента). А в целом по республике – 38,7 тысячи (3,8 процента).

На недоборе сельхозкультур и кормов обязательно скажутся 56-процентная обеспеченность минеральными удобрениями и несвоевременное проведение химпрополок. Экономия на них обходится большими потерями.

По словам директора Института защиты растений Сергея Сороки, если не прополоть, например, зерновые, то их урожайность снижается в среднем на 30—40 процентов, у льна, кукурузы потери достигают 70—90 процентов. По словам ученого, отдача рубля, вложенного в защиту, окупается от трех до восьми в зависимости от сельхозкультур. Не случайно ученые рекомендуют, а Минсельхозпрод требует соблюдать технологические регламенты на всех видах полевых работ. Каждый из них на урожайность работает по-своему. Но, судя по темпам полевых работ, с некоторыми из них до 9 мая не управиться.

В ТЕМУ

Сахарная свекла в республике посеяна полностью, кукуруза на зеленый корм и зерно — на 42 процентах площадей (почти 400 тысячах гектаров), соответственно 71 процент (18,8 тысячи гектаров) на вчерашнее утро занимал картофель. А все яровые — 1800 тысяч гектаров (69,4 процента).

zybulko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter