РУБЛЬ: первые шаги к региональной валюте

Расчет за энергоносители российскими рублями может ускорить строительство Союзного государстваСо следующего года за российские нефть и газ Беларусь, как предполагается, будет рассчитываться не долларами, а российскими рублями. Одни аналитики увидели в этом чисто экономический расчет, другие не преминули подвести под такое решение и политическую подоплеку. Но все согласны в одном: данный шаг сделает связи Беларуси и России (как экономические, так и политические) еще более крепкими.

Возможность отказа от доллара во взаимных расчетах представители двух государств озвучивали и раньше. Однако решение было принято лишь во время последней встречи руководителей министерств финансов в Москве, когда решались и вопросы предоставления Беларуси двухмиллиардного долларового кредита.
Глава российского Министерства финансов Алексей Кудрин тогда напомнил, что некоторые компании при расчетах уже используют рубли. «Мы собираемся расширить сферу применения рубля и хотим, чтобы это оговаривалось в межгосударственных соглашениях и в соглашениях между основными хозяйствующими субъектами, которые осуществляют закупки», – отметил российский министр. При этом он подчеркнул, что переход к расчету на российские рубли должен стать добровольным решением самих компаний. «Наша задача – сделать так, чтобы это было им выгодно», – уточнил Алексей Кудрин. Руководитель российского Минфина также намекнул, что, возможно, возвращать полученный стабилизационный кредит Беларусь будет тоже не в долларах, а в рублях. Что дало повод некоторым аналитикам заговорить о возврате к идее союзной валюты.
«Этот шаг  будет одним  из ключевых пунктов совместного плана для координации мер по повышению конкурентоспособности национальных экономик», – отметил заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков. Солидарен с ним и руководитель Минфина Беларуси Андрей Харковец, который заявил, что «это станет нашим вкладом в придание рублю статуса региональной резервной валюты».
– Решение о переходе на расчеты за российские нефть и газ в российских рублях считаю позитивным шагом, – говорит Петр Никитенко, академик, директор Института экономики Национальной академии наук Беларуси. – Основа белорусского товарооборота приходится на Россию, поэтому, рассчитываясь российскими рублями, мы тем самым будем способствовать формированию более интегрированной региональной экономики. В кругу такого тесного взаимодействия, надо полагать, будут формироваться особые, выгодные цены. Беларусь и Россия от этого только выиграют.
– Мы продаем в Россию тракторы, автобусы, продукты питания за российские рубли, – напоминает профессор Белорусского государственного университета Михаил Ковалев. – Поэтому вполне логично, если нефть и газ мы будем покупать тоже за российские рубли. Однако нас волнует, каким будет обменный курс российского рубля. Если цена газа будет зафиксирована в российских рублях, то нас уже не будет волновать, что станет с долларом и евро: мы заработали российские рубли, ими и расплатимся. Более того, я уверен, что когда нефтепродукты, произведенные из российской нефти, Беларусь продает на Запад, она тоже может требовать оплату в российских рублях и с этой выручки расплачиваться за покупаемую нефть. Поэтому переход на расчеты в российских рублях – это абсолютно правильное и разумное для нашей внешней торговли решение. Особо замечу, что это не валютный союз с переходом на единую валюту, как это планировалось ранее. Это, как определил Владимир Путин, «рублевый пул», в котором Беларусь поможет России сделать ее рубль региональной резервной валютой. По моему мнению, данное решение Беларуси должно быть простимулировано Россией. Поэтому подписанный недавно договор о двухмиллиардном российском кредите для Беларуси, думаю, будет далеко не последним.
Сейчас Национальный банк Беларуси, до этого настойчиво укреплявший белорусский рубль по отношению к доллару, ослабил «направляющие вожжи». И в валютных обменниках доллар, оторвавшийся от официального курса Нацбанка, за пару недель подорожал примерно на 3 процента. Такая динамика взбудоражила народ, спрос в обменных пунктах на иностранную валюту резко вырос. Масла в огонь подлили россияне и украинцы, которые, по утверждениям некоторых белорусских банкиров, активно воспользовались тем, что лимит продажи в белорусских обменниках как таковой отсутствует, при этом у покупателя валюты не требуют и паспорта.
«Если нефть и газ будем покупать за российские рубли, то доллар и евро Нацбанк отпустит?» – сразу же возник логичный вопрос у многих белорусов. Но однозначного мнения по этому поводу нет. Можно лишь напомнить, что в Основных направлениях денежно-кредитной политики на нынешний год обменный курс белорусского рубля сориентирован только на доллар. В то время как в аналогичном документе на год следующий – 2009-й – уже на систему валют, причем прогнозируется, что в конце будущего года по отношению к его началу обменный курс белорусского рубля к доллару будет отклоняться в пределах плюс-минус пять процентов.
Поэтому некоторые аналитики уверены, что эта планируемая привязка белорусского рубля к рублю российскому не создает никаких противоречий. Ведь Центробанк России уже сейчас ориентирует свой рубль на корзину, включая доллар и евро. Так что, привязывая белорусский рубль к российскому,  Нацбанк  Беларуси не упускает из виду и две другие основные валюты.
Если говорить о макроэкономике, то, с одной стороны, «дешевый» (в пересчете на белорусскую валюту) российский рубль будет облегчать жизнь Беларуси при покупке энергоносителей, но, с другой стороны, это может снизить конкурентоспособность белорусских товаров на российском рынке.
Переход на рублевые расчеты за энергоресурсы может затронуть не только импортеров и экспортеров, но и рядовых белорусских граждан, имеющих вклады в банках. Ведь если стоимость российского рубля в обменниках будет «заморожена», то, как считают некоторые аналитики, это вряд ли пойдет на пользу вкладчикам, хранящим свои деньги именно в этой валюте. При таком раскладе в пересчете на белорусские рубли первоначальный вклад попросту не будет прирастать. Если кто-то таким образом копит деньги для  покупок в самой России, то он должен четко понимать, что, по итогам 2008 года, ставки белорусских банков по вкладам в российских рублях вряд ли перекроют уровень прогнозируемой в России инфляции.
Впрочем, это лишь одна из позиций. Другие аналитики предлагают вспомнить в этой связи о резком удешевлении российской валюты по отношению к белорусской: за несколько последних месяцев официальный обменный курс Нацбанка снизился более чем на 20 процентов. А кто в условиях нынешней нестабильности мировых валютных рынков может гарантировать, что маятник не качнется в обратную сторону?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter